Как ребёнку справиться с ЕГЭ
Май на исходе. У выпускников началась ответственная пора — надо сдать школьные экзамены. И дальше проще не будет — предстоит определиться с профессией, поступить на дальнейшее обучение, возможно, выпорхнуть из родных пенатов и переехать в другой город. Жизнь несет много перемен. Как не поддаться стрессу, не впасть в панику, а благополучно миновать перекресток? Об этом корреспонденту газеты «Советская Чувашия» рассказала Гульнара Самсонова, заместитель директора Центра образования и комплексного сопровождения детей Минобразования Чувашии, главный внештатный педагог-психолог системы образования Чувашской Республики.
«Многие выпускники перед экзаменами очень переживают, из-за стресса появляется тревожность, нарастает конфликтность. У подростков еще нет собственного опыта, как справиться с волнением и напряжением, как правильно и безопасно пройти это непростое время, — обрисовала ситуацию Гульнара Хайдаровна. — Есть два пути развития событий. Школьник может мобилизоваться, стать активным, находиться все время в тонусе, и тогда вспоминается то, чего, кажется, не помнишь. А может растеряться, впасть в панику, и тогда страх рождает новые сомнения и неудачи. Увы, нередко встречается и самоповреждающее поведение. Не умея «выпустить пар», ребенок готов заняться саморазрушением».
Ситуация стрессогенная не только для подростков, но и для родителей. Как минимум год многие были нацелены на репетиторов, на то, что ребенок покажет хороший результат на ЕГЭ, на планирование дальнейшей жизни своего сына или дочки. А уж для педагогов это и вовсе жаркая пора. Сейчас все образовательные организации имеют в штате педагогов-психологов, уточнила специалист. Особое внимание — группам риска, школьникам, имеющим какой-то негативный опыт, ребятам из приемных семей. Может потребоваться помощь в случае необычной ситуации. Например, если ученик перешел в другую школу в выпускном классе — и такое бывает.
Но даже тех, кто, казалось бы, должен справиться без проблем, любая мелочь может выбить из колеи. И здесь многое зависит от поведения родителей. Если взрослые сами в точно такой же тревоге, то пусть зададут себе вопрос: что важнее — баллы или здоровье ребенка? Папа и мама — это его главная поддержка, и в их силах создать перед экзаменами среду, наиболее комфортную для своего чада, снять градус напряжения, дать точку равновесия и безопасности.
Провожая своего ученика на экзамен, кроме традиционного «ни пуха, ни пера» найдите нужные, ободряющие слова, вселите в сына или дочь боевой настрой: «Ты много прошел, все знаешь и готов показать результат. Мы в тебя верим. Все получится! Ты наш ребенок, и мы всегда тебя любим!» И, пожалуйста, никаких сравнений со сверстниками, никакой критики — ни до, ни после экзамена.
Когда ребенок возвращается со школьных испытаний, он чувствует усталость и опустошение. Ему может казаться, что все плохо, что он где-то ошибся. Некоторые выпускники в этот момент даже говорить не в состоянии. Но они могут услышать успокаивающий голос мамы. Она может рассказать ребенку, как сама сдавала экзамены, что при этом чувствовала. Юному человеку так важно услышать от родителей, что его эмоции имеют право на существование, что они нормальны, а ситуация неизвестности всегда трудна — даже для взрослых. В этот день ребенка лучше отвлечь от тягостных мыслей, переключить на другие дела. Можно, например, выехать на природу. Очень важно разгрузиться и отдохнуть именно в этот день, потому что на следующий начнется подготовка уже к другому экзамену.
Не сдал… Для многих школьников — это равносильно концу света. Стресс запускает «тоннельное» сознание, и они просто не видят вариантов. Старшие домочадцы, в отличие от младших, не должны паниковать — дети это моментально почувствуют, даже без слов, невербально. Сядьте вместе и порассуждайте, что можно сделать дальше. Причем вопросы задавайте сами, а ребенок пусть отвечает. Так он начинает размышлять, думать конструктивно. Можно пересдать. Или пойти в техникум. Сами увидите, как лицо сына или дочери проясняется. Подросток видит, что это не тупик, есть запасные пути, разные и совсем неплохие варианты — он сам их предлагает!
Такой же прием работает и в других ситуациях. Например, при поступлении в вуз или ссуз. Куда дальше идти, зависит от баллов — но не настолько, чтобы самим выбирать за ребенка учреждение для дальнейшей учебы. Точно также вместе порассуждайте. Пусть он сам предлагает варианты, делает правильные выводы.
Вот пример из практики. Сергей думал стать архитектором. Но баллов хватило на энергетический факультет — прошел по бюджету. Через полгода бросил учебу и выдвинул претензии родителям: «Учился бы там, где хотел, на коммерческом отделении — вы просто денег пожалели». А можно было вместе посчитать, сколько там стоит курс и все пять лет обучения. Спросить у Сергея, не жалко было бы бросать вуз на последнем курсе из-за нехватки средств.
Здесь есть еще один нюанс — современным детям трудно вести диалог, проговаривать проблемные моменты. Вот почему они любят общаться через гаджеты, зависают в соцсетях? Потому что там сами управляют общением. Захочу — что-то присочиню. Не нравится — могу заблокировать. Если напишу лишнего — то в интернете меня не знают, я аноним. А в личном общении надо находить точки соприкосновения, уметь обходить конфликты.
На результат экзамена может повлиять даже глупая случайность. Установка родителей должна быть такая: «Вместе мы со всем справимся!» И это поможет ребенку вернуться в ресурсное состояние. Сын или дочь должны четко знать: «Меня поймут. Мне помогут. Меня поддержат».