В чувашском педвузе в рамках НИР готовят будущих учителей к проведению занимательных опытов и экспериментов
Идея интегрирования практического обучения с теоретическими знаниями стала основой создания в 2024 году Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева учебного модуля «Занимательные опыты и эксперименты». Проект реализован в рамках научно-исследовательской работы по госзаданию Минпросвещения России. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал Владимир Иванов, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.
«Модуль предназначен не только для педагогов. Подготовка будущих учителей к проведению занимательных опытов и экспериментов создает условия для активного вовлечения студентов в образовательный процесс и развития их интереса к науке. Использование в учебной практике таких площадок, как технопарки, «Точки роста», «Кванториумы» и «Центры одаренных детей», позволяет максимально эффективно реализовать актуальные направления в образовании», – отметил Владимир Иванов.
Работа над проектом велась в рамках НИР, связанной с созданием учебного модуля и комплекта методического сопровождения к программе подготовки будущих преподавателей к проведению занимательных опытов и экспериментов в урочное и внеурочное время с максимальным использованием обновленного инфраструктурного потенциала системы высшего и общего образования РФ.
В его реализации приняли участие 52 студента вуза, 220 школьников и более 100 учителей физики, биологии и химии.
Профессор подчеркнул, что исследование направлено на подготовку педагога нового поколения – современного, креативного, умеющего на практике продемонстрировать возможности и вызвать интерес ребенка к школьному предмету.
Также он рассказал о реализации проекта «Физика в чемодане», который был разработан в рамках НИР в 2022 году и в настоящее время входит в состав учебного модуля.
«Стандартный «чемодан» предполагал некий набор приборов, который будет использован непосредственно на уроке физики. Но, если к нему добавить еще несколько дополнительных научных приспособлений, этот методический инструмент станет очень привлекательным для проведения занимательных опытов во внеурочное время. Таким образом, обучая студентов обогащать инструментарий «чемодана», мы готовим педагогов, способных мотивировать и вдохновлять учеников. И вместе с тем учим будущих учителей эффективно использовать оборудование, которым оснащены современные школы», – объяснил Владимир Иванов.
В 2024 году научным коллективом вуза были разработаны такие же комплекты и по другим предметам: биологии и химии.
«Шаг за шагом мы ежегодно усложняли задачи. Если в начале пути исследовали, какие приборы могут быть включены в «чемодан», формировали стандартный список самых доступных предметов, то в дальнейшем задумались о его оснащении более современными приборами. В настоящее время мы вышли на такой уровень, что в партнерстве с производителем учебного оборудования – производственным объединением «Зарница» – «чемодан» обогащаем, оснащаем и доводим до школ», – рассказал профессор.
Владимир Иванов обратил внимание, что ключевым в реализации исследования является то, что студент – будущий учитель принимает участие не только в формировании методического инструментария, но и в разработке рекомендаций по его использованию.
В образовательном учреждении отметили показатели трудоустройства обучающихся в 2024 году. Из числа ребят, которые участвовали в реализации НИР, в частности в проекте «Физика в чемодане», 80% стали работать в школах еще на этапе обучения в вузе.
В рамках учебного модуля научным коллективом также была создана видеотека, которая содержит методические разработки по итогам НИР.
Кроме того, вузом получено свидетельство о государственной регистрации базы данных «Подготовка будущих учителей физики к проведению занимательных опытов со школьниками», в которой материалы (статьи, расчеты, нормативные акты и др.) систематизированы таким образом, чтобы их могли найти и обработать с помощью ЭВМ.
Проект «Занимательные опыты и эксперименты» апробирован и внедрен в практику четырех школ Чувашской Республики и Центра одаренных детей «Эткер». Более 100 учителей физики, биологии и химии прошли повышение квалификации по эффективному использованию современного учебного оборудования на уроках и во внеурочной деятельности.