В Чувашии прошел Форум «Поддержка без границ»
Форум «Поддержка без границ: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» проходил с 3 по 7 февраля 2025 года в очном формате и собрал более 400 воспитателей, учителей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, тьюторов, руководителей образовательных организаций Республики, студентов и преподавателей ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Отметим, что прошел он в рамках Национального проекта «Молодежь и дети».
Форум проходил на различных площадках столицы Чувашии: Чувашский республиканский институт образования, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Детский сад № 6 «Малахит», Образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Его целью явилось создание единого образовательного пространства для взаимодействия и обмена педагогическим опытом в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов).
Спикерами Форума выступили специалисты Ресурсного центра поддержки людей с сенсорными нарушениями «Ясенева Поляна» (г. Москва): психолог Мария Жихарева; тифлопедагог, психолог Мария Лазуткина; сурдопедагоги Ольга Волкова и Ксения Комарова. Они передали образовательным организациям учебно-методические разработки, провели цикл практико-ориентированных семинаров по диагностике и обучению детей с сенсорными нарушениями в составе комплексных нарушений развития, тренинги, мастер-классы по функциональной диагностике, а также консультации для педагогов и родителей.
В рамках Форума преподавателями и специалистами Чувашии были проведены семинары-практикумы, воркшопы, митап-сессии.
Диана Васильева, учитель-дефектолог БОУ ЧР «Центр образования и комплексного сопровождения детей», представила современные подходы к проектированию программ сопровождения детей раннего возраста.
Оксана Павлова, заместитель директора БОУ ЧР «Центр образования и комплексного сопровождения детей», обсудила актуальные аспекты обучения ребенка с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.
Татьяна Кожанова, к.п.н., доцент ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, рассмотрела ключевые положения Концепции развития системы АДК в Российской Федерации до 2030 года.
Надежда Васильева, д.б.н., профессор Чувашского республиканского института образования, рассмотрела методические аспекты применения айтрекинга как технологии дополнительной коммуникации в работе с детьми с ТМНР.
Фаина Филиппова, учитель-дефектолог БОУ «Образовательный центр для детей с ОВЗ», рассказала о возможностях применения технологий АДК в коррекции речевых нарушений у детей с РАС.
Елена Петрова, учитель начальных классов, учитель-дефектолог БОУ «Образовательный центр для детей с ОВЗ», продемонстрировала методические приемы использования мультисенсорного пособия Нумикон в работе с детьми с РАС.
Лидия Руссакова, учитель-дефектолог БОУ «Образовательный центр для детей с ОВЗ», показала варианты применения визуального расписания и визуальных подсказок в процессе социализации детей с РАС.
Проведенные мероприятия помогли участникам с разных сторон взглянуть на актуальные проблемы создания специальных условий для получения качественного доступного образования обучающимися, погрузиться в смыслы и увидеть возможности для конкретных действий при организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов).
После каждого выступления спикеров участники Форума пополняли свой профессиональный портфель самыми важными тезисами, технологиями, приемами, возможностями, о которых рассказывали докладчики.
Участники активно включались в обсуждение, дали высокую оценку организации и проведению мероприятий Форума, отметили их важность, полезность и информативность.