Министерство образования Чувашской Республики

Наставничество – путь к успеху

Наставничество – путь к успеху

В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Роль педагога в современном мире   велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации, стал активнее и быстрее трансформироваться, вчерашние знания сегодня становятся не такими ценными. Изменилась и роль педагога — он больше не транслятор знаний, он наставник.

Наставничество становится новой практикой школ, происходит переосмысление роли учителя в плане привития обучающимся более гибких навыков.  Запрос на наставничество чаще всего идет от конкретных детей – кому- то необходимо расширить учебные навыки, кому-то нужна помощь по интересуемой области деятельности. Главное, это помогает ученику стать в будущем успешным взрослым.

Для учителя физики и астрономии МБОУ «СОШ № 6» г. Шумерля Ивановой Любови Руслановны создание школьного отряда юных космонавтов «Кондор» им. В.А. Соловьева, сопровождение его деятельности в рамках республиканского движения «Нас зовут космические дали!» с 2005-06 учебного года стало началом наставничества. Участие в различных конкурсах: спортивных, творческих, научно-практических потребовало более тесного контакта и взаимодействия, общения с учениками. При подготовке к мероприятиям каждый ребенок раскрывался с неожиданной стороны.

«Хочу рассказать об одном из своих учеников, для которого я стала наставником. Первую исследовательскую работу, будучи в 7 классе, Родионов Михаил   представил на   ХI Молодёжных Николаевских Чтениях в секции «Исследования и разработки по истории космонавтики». С тех пор его увлечение  естественными науками, современными космическими технологиями   и инженерией с каждым годом только росло.  Он участвовал во многих Всероссийских конкурсах  и олимпиадах, расширяя при этом  свой кругозор и получая дополнительные знания и умения. Только за 10 и 11 классы  Михаил  успешно выступил более чем в  10 серьезных конкурсах: победитель регионального очного этапа (г. Казань) и лауреат финального этапа (г. Альметьевск) Всероссийского конкурса «АгроНТИ-2021» в номинации «АгроКосмос» (2021г.);  дипломант 2 степени Всероссийского научно-технического конкурса «ИнтЭРА» в номинации «Спутникостроение», который проводился в рамках фестиваля науки и технологий «РобоАрмия» в г. Кубинка Московской области на  площадке Международного военно-технического форума «Армия-2021»; победитель Всероссийского образовательного проекта "Космическая школа" ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина»; победитель Всероссийского проекта «Научное ориентирование: Открытый космос», финалист спецпроекта «Надводные роботизированные аппараты»; призер конкурса  «Космическая автоматическая идентификация объектов и искусственный интеллект», победитель Всероссийского проекта Российского движения школьников «ПРОдрон» и др. Михаил являлся получателем специальной стипендии для представителей молодежи и студентов за особую творческую устремленность, включен в Государственный информационный ресурс об одаренных детях (https://талантыроссии.рф/), оператором которого является Образовательный Фонд «Талант и успех».  В составе чувашской делегации в июле 2021 года присутствовал на Байконуре и стал свидетелем запуска ракеты «Союз-2.1а» с символикой Чувашии и портретом летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Андрияна Николаева.

В настоящее время Родионов Михаил является  студентом 1 курса Самарского  национального исследовательского университета им. академика С. П. Королёва и участником проекта «Крылья Ростеха», обучается  по направлению «Проектирование и разработка ракетных и авиационных двигателей».

Чтобы наставничество развивалось, дети должны видеть в учителях личность — с интересами, опытом и желанием общаться и помочь. Поэтому сама нахожусь в постоянном поиске, совершенствую свои педагогические навыки, повышаю профессионализм. Приняла участие в образовательной программе в качестве наставника Родионова Михаила – участника полуфинала конкурса «Большая Перемена» в 2020, 2021годах.   Как наставник прошла обучающую программу «Наставничество в цифровом пространстве». С 2017 по 2023 год участвую в образовательной программе в качестве наставника Всероссийского конкурса «Спутник» юных инженеров-исследователей среди одаренных школьников 7-11 классов г. Самара.

Но хочу заметить, что в школе подрастают другие, не менее мотивированные ученики, которые мечтают получить серьезное образование и работать в сфере космонавтики.  09.02.23. стали известны списки финалистов Всероссийского конкурса «Спутник» юных инженеров-исследователей среди одаренных школьников 7-11 классов. В списках -  ученик нашей школы Лаптенков Михаил в секции «Авиастроение». Это радует. Значит мой опыт и знания нужны моим будущим ученикам».

Школа и педагоги в жизни каждого ученика – большая часть интересной и насыщенной жизни. За каждым педагогом – имена его учеников, в чем-то прославивших школу и город. Их успехи – это успехи педагога-наставника. И всегда приятно слышать добрые, теплые слова благодарности от наших выпускников.

«За каждым великим человеком стоят люди, оставшиеся в тени – наставники. Это те люди, которые в трудную минуту помогают не сбиться с пути и продолжить движение к цели. В моем понимании, наставник – это человек, знания и опыт которого хочется перенять. Миссия наставника заключается не только в обучении, но и в сопровождении ученика. Наставник помогает сформировать индивидуальную траекторию развития для конкретного человека, с учетом его индивидуальных особенностей. Для меня таким наставником стала Иванова Любовь Руслановна – учитель физики и астрономии, она помогла мне раскрыть таланты и способности, найти интересное мне направление. Любовь Руслановна стала для меня наставником не только в технических конкурсах, но и в таком конкурсе как «Большая перемена». Это не просто конкурс, а сообщество, которое представляет замечательную возможность для развития и общения. Участие в конкурсе предполагает реализацию личных и командных навыков участника и позволяет ученику и наставнику получить интересный опыт и знания.

В 2018 году, по совету Любови Руслановны, я принял участие в конкурсе юных инженеров «Спутник» Самарского университета. Это конкурс для тех, кто любит космос, математику, физику и информационные технологии. Став финалистом, я приехал в Самару и «познакомился» с ВУЗом, и понял, что хочу поступить именно сюда. Каждый год я принимал участие в активностях и конкурсах от Самарского университета, а в 2022 году стал студентом и участником проекта «Крылья Ростеха», обучаюсь по направлению «Проектирование и разработка ракетных и авиационных двигателей». Мне очень повезло, ведь сейчас в моей жизни появился еще один наставник, представитель учебного центра ОДК «Кузнецов» - Юлия Николаевна, куратор группы «Крылья Ростеха». Я благодарен моим наставникам, ценю их труд, знания, опыт, заботу, которые они вкладывают в нас. Они помогают нам не только с решением общих школьных и университетских проблем, но и индивидуальных. К ним всегда можно обратиться за советом и получить помощь и поддержку.

Наставничество всегда играло важную роль в жизни людей, ведь не зря говорят, что наставник – это скульптор душ. Моя мама считает, что в современном мире роль наставника важна как никогда прежде, потому что воспитание – это сложный, многогранный процесс, в котором важно взаимодействие родителей и педагога. Мне повезло, что в жизни со мной такие мудрые наставники».

Согласно определению Агентства стратегических инициатив России, наставничество — это «персональная огранка» талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала ребенка. На сегодняшний день это основная задача педагога школы.



17 февраля 2023
16:52
Поделиться