Интенсивы для учителей чувашского языка и литературы: повышение квалификации и новые возможности
Одна из главных задач современного образования – формирование функциональной грамотности как способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона задач.
На базе Чувашского республиканского института образования в рамках работы по дополнительной профессиональной программе (повышения квалификации) «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных языков народов Российской Федерации», которые проводил на платформе дополнительного профессионального образования Федеральный институт родных языков и народов Российской Федерации, было организовано обучение по модулю «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках родного языка и (или) государственного языка республики Российской Федерации: практикум с использованием ресурсов региональных площадок».
Реализация данного модуля осуществлялась под руководством тьютора, доцента кафедры чувашского языка и литературы Анны Егоровой. Участниками креатив-сессии стали руководители и активные члены районных методических объединений учителей чувашского языка и литературы.
Какой человек нужен обществу? Как научить детей применять школьные знания в жизни? Что такое функциональная грамотность, чем она отличается от академической? Почему для школьников порой непросто использовать теоретические знания на практике? Как помочь подросткам уверенно чувствовать себя при выборе будущей профессии? На эти и другие вопросы ответили учителя чувашского языка и литературы на коучинг-сессии «Как научить детей применять школьные знания в жизни?»
Одним из компонентов функциональный грамотности является креативное мышление. Что такое креативное мышление? Как и для чего ее развивать? Креативное мышление помогает решить жизненные проблемы? Как его использовать для сохранения и развития чувашского языка? Эти и другие вопросы обсуждались на митап-сессии «Как и для чего развивать креативное мышление?».
Первым познакомил со своей деятельностью известный чувашский блогер, ведущий блога «Чăваш ТВ» в социальной сети «Вконтакте» Константин Доброхотов, раскрыл секреты продвижения чувашского языка в интернет-пространстве, развития креативного мышления молодежи.
Редактор Чувашского книжного издательства, известная чувашская писательница Ольга Федорова познакомила с изданными в новых форматах книгами для детей, рассказала о проводимых издательством конкурсах, затронула проблемы книгоиздания на чувашском языке, отметила роль родного языка в развитии творческих способностей детей.
Старший редактор радиовещания Национальной телерадиокомпании Чувашской Республики, создатель и администратор группы PUKANE.RU в социальной сети «Вконтакте» Валентина Белова рассказала о том, как важно для сохранения родного языка с детства разговаривать и играть на чувашском языке. По инициативе Валентины Беловой и под ее руководством появились умеющие разговаривать на чувашском языке куклы и игрушки, которые можно использовать на уроках чувашского языка и литературы.
Тему воспитания детей на чувашском языке продолжила воспитатель детского сада № 50 города Чебоксары Галина Плешкова. Победитель многих конкурсов действительно проявляет креативность: наклеивая спилы деревьев на разные материалы, одновременно развивает творческие способности детей, знакомит их с чувашской культурой, учит говорить на чувашском языке.
Ираида Матьянова, учитель чувашского языка и литературы Чебоксарской общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2, ведущий рубрики для родителей «Пĕрле ларса калаçар-ха!» на официальном Rutube-канале Чувашского республиканского института образования, рассказала об эффективных методах работы с родителями в целях сохранения чувашского языка.
В рамках мероприятий также проведен семинар-тренинг «Проектирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся», на котором педагоги не только расширили свои знания, но и научились использовать на практике полученные знания. Учителя, объединившись в творческие группы, разрабатывали задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Завершением интенсивов стал круглый стол «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках чувашского языка», где участники поделились своим опытом развития функциональной грамотности обучающихся, отметили практическую направленность практикума, актуальность и ценность полученной информации.