Министерство образования Чувашской Республики

В числе выпускников школы № 59 г. Чебоксары — ребенок с ограниченными возможностями здоровья, «Чебоксарские новости»

В числе выпускников школы № 59 г. Чебоксары — ребенок с ограниченными возможностями здоровья, «Чебоксарские новости»

Учебное заведение мальчик посещал с первого класса. Он быстро стал своим. После окончания школы парень поступил на факультет физподготовки в педуниверситет. «Он смог преодолеть себя, — рассказал начальник управления образования администрации города Чебоксары Дмитрий Захаров. — Теперь от него ждут побед на соревнованиях российского и международного уровня».

В этом и заключается основная цель инклюзивного обучения — адаптация детей с ограниченными возможностями к остальному обществу. По данным столичного управления образования, сегодня во всех чебоксарских школах дети с ОВЗ обучаются вместе с обычными ребятами. Большой опыт в инклюзивном образовании наработан в СОШ № 7, 18, 19, 36, 48, 65, гимназии № 5, детских садах № 6, 7, 128 и 201.

В школе № 19, например, более десяти лет реализуются учебные программы для детей с задержкой психического развития. Сейчас здесь обучаются около 200 учеников с особыми образовательными потребностями. Есть и инклюзивные классы (совместные), и специализированные (только для ребят с ОВЗ). Есть те, кто находится на индивидуальном обучении (но в стенах школы) или на дистанционном. Разнообразие форм и методик позволяет педагогам успешно достигать своих главных целей. Во-первых, все дети с ограниченными возможностями здоровья, окончившие девять классов, поступают в техникумы и училища. Во-вторых, выпускники полностью социализированы. «Свою школу мы называем «школой для всех». Мы не разделяем детей», — не устает подчеркивать директор Наталья Бирюкова.

Конечно, подготовка таких ребят к жизни в обществе занимает не один год. Адаптация должна начинаться с раннего возраста. Поэтому школой № 19 и детским садом № 23 разработаны программы преемственности. «Мы выстраиваем маршрут наших воспитанников к школе, ведем совместные социальные программы, проекты. Наши дефектологи работают со школьными учителями, даже когда дети поступили в первый класс. Мы готовим к переходу во «взрослую» жизнь не только малышей, но и их родителей. Для мам и пап проводятся дни открытых дверей, они получают полную информацию обо всех образовательных услугах в школе», — рассказывает заведующая детским садом № 23 Ольга Егорова.

Коллективу СОШ есть о чем рассказать. Учебный процесс в школе дополнен разнообразными коррекционными занятиями (с логопедом, дефектологом, психологом, социальным педагогом), внеурочной деятельностью. В образовательном учреждении, например, помимо сенсорной комнаты, специально оборудованных кабинетов узких специалистов, находится уникальная гончарная мастерская. «Я занимаюсь здесь три года. Начинала с магнитиков. Сейчас они кажутся мне смешными, нелепыми, а тогда для меня это было настоящее достижение», — признается Елена. Сейчас девочка делает такие объемные работы — не каждый взрослый поверит, что эту красоту могут сотворить детские руки. «Марианна работает с глиной первый год, а задумки очень интересные, не боится экспериментировать, — радуется успехам подопечных с ограниченными возможностями здоровья учитель изобразительного искусства Светлана Круглякова. — Я даю детям теорию, а они творят. У каждого из них собственное видение. Стараюсь ребят не ограничивать, только направляю, если есть необходимость».

Сегодня в школах Чебоксар обучается 534 ребенка с ОВЗ, садики посещает 1691 такой малыш. «Статистика показывает, что количество детей с ОВЗ ежегодно увеличивается», — констатирует Дмитрий Захаров. Поэтому принято решение о создании со следующего учебного года в каждом районе города ресурсных школ, реализующих эффективные модели обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Фото Ольга БОДРОВА


11 марта 2021
10:14
Поделиться