Министерство образования Чувашской Республики

Выверен до грамма. Рацион питания школьников содержит только то, что полезно растущему организму, «Грани»

Выверен до грамма. Рацион питания школьников содержит только то, что полезно растущему организму, «Грани»

Вернуться к теме школьного питания нас побудили два обстоятельства. Во-первых, вот уже четвертый месяц подряд учащиеся младших классов получают горячие обеды за счет федерального бюджета. Во-вторых, как уже сообщали “Грани” (“Обеды старшеклассников: плюс 6 рублей”, № 92 от 5 декабря. — Прим. авт.), с 1 декабря чуть подросла стоимость школьного питания для учащихся 5-11 классов.

Изменилось ли что-нибудь в школьном питании в нынешнем учебном году? Этот вопрос нас интересовал в первую очередь.

Школа № 20

“Среда — рыбный день” — это правило советского общепита, пришедшее из СССР, вполне себе действует в новочебоксарской школе № 20. Впрочем, это единственное, что в школьной столовой напоминает о советском прошлом. Так, в зоне готовки блюд установлено современное оборудование (плиты, пароконвектоматы), на линии раздачи есть холодильные витрины для салатов, в обеденном зале преобладают яркие краски. Директор школы Александр Матвеев рассказал, что со временем табуретки в зале исчезнут полностью, их заменят стулья и диваны, как в кафе. Организацией школьного питания в учебном заведении занимается ООО “Александр”. Во время нашего визита настало время обеда у пятиклассников. За пять минут до звонка официанты при помощи больших тележек оперативно накрыли столы, так что блюда остыть не успели.

В этот день пятиклассникам давали картофельное пюре с рыбной котлетой из минтая, дольку свежей помидорки (30 г), лимонный напиток и булочку с орехом. Итого 56 рублей. Те, кто ест обед с первым блюдом, получили еще и порцию картофельного супа с макаронами. Правда, в этом случае в меню отсутствует булочка, помидорку заменил более дешевый огурец (15 г), а вместо лимонного напитка детям налили чай с сахаром. Итого 58 рублей. Как пояснила заведующая производством столовой Ольга Комкова, благодаря последнему повышению стоимости питания у старшеклассников на шесть рублей стало возможным “вписаться” в существующие нормы по питанию.

А вот что говорили сами ученики 5 класса.

  • Миша: Как кормят в школе, мне очень нравится, я съедаю всё. Любимое блюдо у меня суп шурпе. Жалко, его в школе не дают.    
  • Полина: А я люблю картофельное пюре с котлетой. Так что сегодня в школе как будто подслушали мои мысли-желания. Дома еще люблю жареную рыбу. 
  • Илья: Чаще всего в школьной столовой кормят вкусно, но иногда, даже редко, не очень. Мне нравятся борщи, котлеты, картофельное пюре. Не нравятся каши: слишком сладкие. За качество блюд я бы поставил школьной столовой твердую четверку.

Школа № 16

Одно из требований по организации школьного питания в период коронавируса — разделение потоков школьников и одновременная загрузка столовой не более чем наполовину. Вот, например, как оно выполняется в школе № 16. На одной перемене во время нашего визита (время около 11.30) в одном углу помещения для учащихся 8 классов накрыли обед, в другом — завтрак для третьеклассников, в третьем — обед для учащихся 2 класса. И у всех свое меню. Организует питание ООО “Валдай”.

Восьмиклассники получили рисовую кашу с куриным филе в панировке, салат из свежих помидоров и огурцов, чай и сладкий батончик к нему. Те, кто ест с первым блюдом, еще и рассольник, но при этом несколько меньшие порции салата и каши, чтобы выдержать общую сумму 58 рублей. В целом восьмиклассники ели с аппетитом, единственное, примерно половина школьников свой рассольник едва по­пробовали.

Обед младших школьников (напомним, его оплачивает бюджет), на мой сторонний взгляд, был предложен вкуснее: картофельное пюре с филе минтая, картофельный же суп с макаронами и курицей, салат из квашеной капусты и компот из изюма. Однозначного вывода, что дети ели, а чем пренебрегли, сделать также нельзя. Кто-то из ребят нес в мойку пустые тарелки,  кто-то не ел суп или картофельное пюре, кто-то и то и другое.

Как считает директор школы № 16 Игорь Пайков, вкусовые пристрастия учеников во многом формируют те блюда, которыми их кормят дома. К примеру, в школе еду не приправляют ни майонезом, ни кетчупом. Исключены пряности, копчености и острые блюда, отсутствует жареное. Рацион школьников выверен до грамма: ничего вредного, только то, что приносит пользу растущему организму. А теперь скажите: так ли всегда дотошны бывают сами родители в вопросе, чем кормить ребенка?

Нагляднее всего это было заметно в случае с завтраком третьеклассников. По желанию родителей обед и завтрак для детей класса переставили местами. То есть сначала дети получили бесплатный обед, а через несколько уроков к 11.30 пришли уже на завтрак. Его стоимость составляет 20 рублей, которые оплачивают родители, но дело даже не в деньгах.

Не менее чем 80% содержимого тарелок и стаканов отправилось в отходы. Возможно, за два прошедших после обеда урока третьеклассники просто не успели проголодаться. Или меню оказалось неудачным: детям предложили манную кашу, бутерброд с сыром и фруктовый кисель.

  • Матвей, 8 класс: Я спортсмен, и вопрос правильного питания для меня не пустой звук. Мне кажется, в последнее время порции стали больше. По крайней мере, я наедаюсь. Дают и овощи, фрукты: мандарины, апельсины.
  • Анастасия, 8 класс: В нашей столовой кормят хорошо. Сегодня тоже понравилось, съела все. Люблю макароны с котлетой.  

Школа № 8

Фабрика школьного питания в Новочебоксарске обслуживает 12 школ из 17.  Как здесь работают в новых условиях, мы посмотрели в школе № 8. Уже в 8.45 первыми приходят в столовую первокласс­ники. К этому моменту столы уже накрыты дежурными.

Я обратил внимание на кастрюли с горячим супом на столах. Они с закрытыми крышками. Если в предыдущем случае суп наливали в тарелки и он какое-то время стоял так в ожидании детей, то в восьмой школе содержимое кастрюли попадает в тарелку только тогда, когда ученики уже сидят за столами. “В чем разница?” — спросите вы. В словах “теплый” и “чуть горячий”, а также в том, станут ли его в итоге есть дети. 

Обед малышей состоял из тарелки щей, икры из свеклы, плова с мясом индейки и компота из чернослива.

Понравилось, как педагоги следили за процессом. Будто наседки над цыплятами, не отходя от столов с детьми, решали все вопросы: кто-то толкается, у кого-то ложка на пол упала.

Вопреки ожиданиям, первоклашки за обе щеки уплетали и плов, и свекольный салат, и даже щи. В школе № 8 учащиеся начальной школы не относят сами тарелки на мойку, просто оставляют их на столе, поэтому после окончания трапезы все было видно наглядно, без слов. 

Директор школы № 8 Владимир Матвеев вспомнил, что в начале восьмидесятых годов, когда он еще только начинал учительскую деятельность, на улице возле восьмой школы продавали очень вкусные беляши, приготовленные школьными поварами. Блюдо пользовалось бешеным спросом. Традиции вкусной готовки, считает директор, в восьмой не утрачены и сегодня.     

  • Сережа и Алена, 1 класс (держась за руки): Нам нравится школа и наша учительница. Любим ходить в столовую. Сегодня кормили вкусно. А самое вкусное, что давали здесь, это макароны с котлетой.

От редакции. Конечно, мы не претендуем на то, что провели всеобъемлющее и полное обследование на тему школьного питания. Но и те небольшие наблюдения, которые мы сделали в ходе посещения трех школ, уверены, позволяют сделать некоторые выводы. Главный из них — да, школьное питание еще есть куда улучшать, над этим надо работать, но и нынешнее шагнуло далеко вперед, и это обстоятельство тоже следует ценить.