Министерство образования Чувашской Республики

Школьник из поселка Опытный придумал умное кресло для людей с ограниченными возможностями, «Советская Чувашия»

Школьник из поселка Опытный придумал умное кресло для людей с ограниченными возможностями, «Советская Чувашия»

Одним из шестисот победителей всероссийского конкурса «Большая перемена», финал которого в дни осенних каникул прошел в Артеке, стал одниннадцатиклассник школы поселка Опытный Цивильского района Иван Иванов. Как суперфиналист, Ваня получил один миллион рублей на образование и пять баллов в копилку при поступлении в ведущие вузы страны. Недавно школьник в числе других молодых обладателей федеральных грантов представил свой победный проект Главе Чувашии, министрам, бизнесменам и ректорам университетов на «Ярмарке социальных идей» в новочебоксарском «Кванториуме». Талантливого юношу сразу же заметили, а в «СЧ» решили поближе познакомиться с цивильским Кулибиным.

В науку — из дедушкиной мастерской

…Небольшая комнатка в доме Ивановых сверху донизу заполнена ящичками с инструментами, контейнерами с изолентой, катушками с проводами и коробочками с винтиками-болтиками. На верстаке — паяльник и канифоль, детали от разных механизмов, а сам рабочий стол при этом — в идеальном порядке. В этой самой настоящей лаборатории и творит Ваня Иванов. Место они с дедушкой называют «секретной комнатой» — именно здесь рождаются и воплощаются в жизнь все их идеи.

Страсть к технике и изобретательству у Вани — от деда, инженера в сельском хозяйстве Александра Николаевича Иванова, всю жизнь проработавшего в поселке Опытный. С самых юных лет мальчик наблюдал, как тот колдует в мастерской, и рано увлекся конструированием. Сначала собирал фигурки из Лего — причем готовые схемы его не устраивали, всегда придумывал что-то свое, потом увлекся электроникой.

«Секретная комната», шутит Александр Николаевич, не всегда была мастерской. Небольшой закуток в доме им с внуком пришлось отвоевывать у женской половины семьи, предполагавшей приспособить его под банки-склянки. «Ваня здесь с детских лет пропадал, — рассказывает Александр Николаевич. — Придет, посидит с паяльником — для него это как отдушина. Проникся этим делом».

НИКОЛАЙ ЖУКОВ, заместитель министра образования и молодежной политики Чувашии:
«Сегодня в республике работает ряд государственных программ по поддержке молодежи. Однако, безусловно, на данный момент их недостаточно. Главой Чувашии сегодня ставится задача усилить поддержку молодежи и молодежных движений через гранты и стипендии, что в ближайшее время мы постараемся реализовать. В нашей республике проживает огромное количество ребят, которые ставят перед собой самые амбициозные цели, мыслят продуктивно, с надеждой смотрят в будущее. И наша общая задача — сделать так, чтобы у всех ребят были равные возможности в каждом из муниципалитетов Чувашии. Таких молодых людей как Иван Иванов нужно поддерживать — как со школьной скамьи, так и далее, когда они поступят в вузы и техникумы.

Инженерные способности мальчика в семье заметили рано, и с тех пор только поддерживали.

«Образование нужно получать техническое. Хоть и говорят, что инженеры сейчас не в моде, но это не так. Хороший инженер всегда при деле», — уверены старшие в семье Ивановых. С дедом-инженером у них даже увлечения общие. Вдвоем собирают уменьшенные копии кораблей — уже почти готов английский трехмачтовый корабль Racehorse, вместе реставрируют старинные советские радиоприемники. Сожалеют только, что времени на хобби почти не остается. Каждую свободную минуту одиннадцатиклассник посвящает учебе: не меньше двух часов в день занимается подготовкой к ЕГЭ. Вот и когда пришел домой, первым делом сел за компьютер и стал решать задачи с логарифмами.

Но даже при таких учебных нагрузках Ваня всегда находит время для книг. Электронным предпочитает бумажные, а когда бывает в Чебоксарах, обязательно заходит в книжный. В приоритете — научная фантастика, последнее из того, что прочитал — «Бессильные мира сего» и «Град обреченный» братьев Стругацких. Любовь к чтению юноше привила бабушка Мария Степановна, тоже в прошлом инженер. «Читал с ней наперегонки, с четырех лет — еще вопрос, кто кому читал», — рассказывают в семье.

С техническим «уклоном» в комнате Ивана даже обои — на них изображены корабли, а на видном месте — его детский рисунок дома мечты. Фантастическое здание увенчано ракетами и различными механизмами, есть место здесь и книгам… Изобретатель мечтает стать авиаконструктором, дальнейшую учебу талантливый юноша планирует продолжить в ведущем российском вузе, готовящем специалистов в этой сфере.

Помощь людям — важнее

Всероссийский конкурс «Большая перемена», организатором которого выступила АНО «Россия — страна возможностей», по-настоящему раскрыл инженерный талант школьника из цивильского поселка. Он придумал «вживить» искусственный интеллект «Маруся» в кресло для людей с ограниченными возможностями, чтобы в нужный момент такой помощник мог напомнить о приеме лекарств, измерить артериальное давление и температуру и даже вызвать скорую помощь. Мысль о таком применении искусственного разума, как рассказывает наставник Ивана, учитель математики школы поселка Опытный Ольга Маряхичева, пришла не сразу. Сначала его хотели встроить в электросамокат, чтобы голосовой помощник подсказывал направление движения. Однако Ваня посчитал, что предложить полезное изобретение для людей с ограниченными возможностями важнее. И работа закипела.

Перечитав горы материалов по теме, школьник выяснил, что большинство новаций в инвалидных креслах связаны с механизацией движения — управлением электродвигателем, а вот «медицинского» помощника еще никто не предлагал. Так и появилась идея «умного» кресла. За консультацией, как должен действовать голосовой помощник, Ваня обратился в районную больницу и составил для него определенный алгоритм. «Если искусственный интеллект посчитает, что с человеком что-то не так или человек сам попросит голосового помощника вызвать скорую помощь, то искусственный интеллект сможет это сделать», — объяснил Ваня.

Работа над проектом потребовала многому учиться, причем не только Ване, но и его наставнику. Вдвоем с учителем Ольгой Маряхичевой осваивали графический редактор, чтобы сконструировать устройство, прописывали алгоритмы для искусственного помощника — здесь понадобились знания в программировании. Но больше всего трудностей, по словам Вани, было связано с «дистанционкой» и самоизоляцией: из-за невозможности встретиться вживую с наставником сложнее было обсуждать идеи.

«Работал Ваня над проектом очень серьезно, — вспоминает Ольга Маряхичева. — Сложно, наверное, найти более ответственного человека, чем он. Ваня все делает досконально, причем относится так к любому делу — будь то олимпиада или школьный фестиваль искусств. Очень исполнительный, воспитанный, настоящий интеллектуал — не только в сфере техники, во всем».

Свой проект умного кресла молодой человек обязательно воплотит в жизнь. Но сначала Ваня планирует получить профессию. В школе поселка Опытный даже не сомневаются в успешном поступлении одиннадцатиклассника в вуз, а сам выпускник считает, что победа в «Большой перемене» — не только его личная, но и всех учителей и, конечно, родителей. «Без них я ничего бы не смог», — серьезно рассудил цивильский школьник.

 



25 ноября 2020
15:05
Поделиться