Нужен ли ребенку детский сад?, "Грани"
Многие современные мамы не имеют возможности долго находиться в отпуске по уходу за ребенком. И детский сад — это решение проблемы для женщин, которые решили выйти из декрета. Но есть семьи, где есть кому присмотреть за малышом, и матери не стремятся оформить свое чадо в садик.
Для того чтобы разобраться в вопросе, обязательно ли ребенку ходить в детский сад, “Грани” организовали круглый стол с участием руководителя и специалистов Центра мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения г. Новочебоксарска. Эксперты рассказали о плюсах пребывания ребят в дошкольном учреждении. Также мы попросили родителей, которые водят своих детей в детсад или занимаются воспитанием ребенка самостоятельно, аргументировать свою позицию.
Не хочу отдавать ребенка в садик
В соцсети “ВКонтакте” мы опубликовали опрос, чтобы выяснить, почему родители не отправляют малышей в детсад.
Треть участников ответили, что не водят ребенка в садик из страха, что он будет часто болеть. Столько же проголосовавших объясняют свое решение тем, что не работают и сами в состоянии воспитывать и развивать ребенка дома, а также водить его в кружки. Нашлись и матери, которые считают, что их чаду нужен индивидуальный подход, а воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому.
Мы поинтересовались у мамочек, которые категорически против того, чтобы водить дитя в детский сад, почему они сделали такой выбор.
Мать двоих детей Анна Степанова доверила старшего няне, а младшего водит в частный сад. “Постоянные болячки пугают. Старший сын сидел с няней до шести лет. Перед школой ходил в подготовительный класс на полдня. Младший посещает садик на коммерческой основе. Я не вижу положительных моментов в государственных детсадах”, — рассказала нам Анна.
В семье Кирилловых было принято решение, что мама должна как можно чаще находиться рядом с ребенком. “Занимаюсь с ребенком дома самостоятельно. Мы читаем книжки, учимся считать. В развитии дочка не отстает от сверстников, посещающих детский сад. Вожу девочку в развивающий центр, на танцы, в бассейн. Считаю, что ребенок получает достаточно общения со сверстниками на детской площадке”, — рассказала мама Юлия.
Татьяна Гурьева опасается водить сына в садик потому, что думает, что ему там не окажут должного внимания. “Многие группы в садах сейчас переполнены. Боюсь, что воспитатели могут срываться на крик. Думаю, что со мной ребенку психологически гораздо комфортнее”, — поделилась родительница.
Я отправила детей в детсад
И все же большинство работающих родителей водят детей в государственные сады. Например, оба ребенка новочебоксарки Алисы Солдатовой посещают заведение № 12 “Золотой ключик”. Горожанка назвала веские причины устроить детей в дошкольные учреждения.
“Старшему сыну скоро исполнится 5 лет. Дочке 1 год 9 месяцев. Обоих отправила в садик в 1,5 года. Считаю, что чем раньше родители решают оформить детишек в садик, тем лучше. Ребята в детском саду учатся играть и взаимодействовать со сверстниками. Педагоги приучают их к режиму. В домашней обстановке создать подобные условия достаточно сложно. Я работаю на заводе “Промтрактор-Промлит”. Замечательно, что у меня есть возможность приводить детей к 6.30 в дежурную группу. В саду мою дочь отучили от памперсов и приучили к горшку. С сыном занимается логопед”, — рассказала Алиса Витальевна.
В ясли с двух месяцев
За круглым столом мы вели беседу с директором Центра мониторинга образования г. Новочебоксарска Альбиной Эндюськиной. Также на наши вопросы ответила Марина Волкова, главный специалист — руководитель группы развития дошкольного образования. Ситуацию прокомментировала и Людмила Романова, главный специалист психолого-педагогического сопровождения.
Альбина Эндюськина обозначила проблему: многие родители опасаются отдавать в детсад детей, которым еще не исполнилось двух лет. Она отметила, что в настоящее время реализуется программа “Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет”.
“В 2019 году мы провели большую работу и создали 180 мест для малышей в детсадах Юраковского, Ельниковского и других микрорайонов. Столкнулись с тем, что не все мамы готовы оторвать от себя кроху и пустить его в социум”, — рассказала Альбина Эндюськина. Она посоветовала отправлять детей в садик пораньше, чтобы у них появилась иммунная защита: “Рано или поздно вхождение в коллектив должно произойти. Пусть оно случится пораньше. Ребенок должен переболеть вирусными инфекциями”.
Марина Волкова добавила, что в основном не водят в сад хронически больных детей: “Родители переживают из-за того, что малышу, который еще не умеет ходить и есть, будет сложно адаптироваться, поэтому не торопятся с оформлением документов в дошкольное учреждение”.
Психолог Людмила Романова объяснила, почему малыши в детских садах часто болеют: “Поступая в детский сад, каждый малыш проходит период адаптации, который всегда связан с эмоциональной напряженностью. Так непросто крохе привыкнуть к кардинально изменившимся условиям жизни. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее, все индивидуально. Но период осложненной адаптации часто сопровождается снижением иммунитета, что и приводит к увеличению частоты заболеваний. Все это объяснимо, и взрослым всем вместе нужно помочь малышу привыкнуть к детскому саду”.
Можно ли развить малыша дома
Альбина Эндюськина также выразила мнение, что развитие ребенка в стенах детсада будет происходить более разносторонне и более плодотворно. Она отметила, что сейчас каждый детский сад в Новочебоксарске работает по своему направлению. “В одних дошкольных учреждениях вырабатывают творческие способности, в других — интеллектуальные, в третьих развивают спортивные таланты. Во всех детских садах ведут работу по укреплению здоровья”, — сказала она.
Марина Волкова добавила, что ребята приобретают в саду умение общаться с людьми, музыкально развиваются, получают гигиенические навыки: “Во многих дошкольных учреждениях есть логопед, дефектолог. И это здорово. Думаю, что если мамочки будут водить свое чадо только в детские развивающие центры и кружки, то у него может сложиться впечатление, что он постоянно занят. В саду же у малыша, кроме возможности разносторонне развиваться, есть время и для самостоятельной деятельности”.
Людмила Романова отметила, что в дошкольном учреждении созданы условия для коммуникативного развития: “В детском саду ребята всегда находятся в коллективе сверстников и получают неоценимый опыт общения: умение договариваться, действуя вместе и распределяя обязанности, уступать или отстаивать свое мнение, дружить, разбирать возникающие конфликты, мириться… Это значимые навыки для последующей успешной социальной адаптации в школе”.
Инновационные методики
Участники круглого стола сообщили, что во всех новочебоксарских садах педагоги работают по разнообразным развивающим программам. “Дети занимаются по методике, связанной с кадетским воспитанием: учатся правильно надевать форму, выполняют строевые упражнения. Также реализуется уникальный библиотерапевтический проект “Подарите детям чтение доброго”, когда дети вместе с родителями начинают ходить в библиотеку, открывая и перенимая для себя бесценный жизненный опыт литературных героев.
Учатся дети и рисовать. Здесь, кроме типовых образовательных программ, “помогают” интересные муниципальные проекты “Рисунок в четыре руки”, “Творческие выходные”, “Удивительные дети”. Потрясающие картины ребята создают в совместном творчестве с родителями и старшими ребятами, воспитанниками учреждений дополнительного образования. Результаты их творчества находят свое место в залах Художественного музея”, — проинформировали специалисты.
Кто все-таки прав?
Мы выяснили, что обе позиции имеют право на существование. При желании вы можете воспитывать ребенка самостоятельно. Также ни у кого не осталось сомнений в том, что ребенок в детском садике получает гармоничное и всестороннее развитие.
Дорогие читатели, а как бы поступили вы: отправили ребенка в детсад или присматривали бы за ним сами? Ответы присылайте на e‑mail: liza@grani21.ru