«Мы пьянели от аромата хлеба…»
Раисе Григорьевне Жирновой почти 90 лет, но она помнит, как перебиралась на полуторке с мамой и младшим братиком по Дороге жизни через Ладожское озеро, будто это было вчера. «Папа у нас был водителем и устроил так, что вместе с оборудованием какого-то завода, которое нужно было вывезти, повезли и нас. Мама закрыла меня и брата клеенкой, и мы поехали. «А берег видно?» — все спрашивала я у мамы, и она успокаивала: «Видно, видно…» — пока колеса не воткнулись во что-то твердое. Мы испугались, а это земля! Когда вышли, мама пошла оформлять документы, а вернулась с пакетом пряников…»
Тут Раиса Григорьевна запнулась, чтобы не дать воли нахлынувшим слезам. «Помню вкус пряников и то, как было обидно, что дала только по две штучки, больше нельзя было…» — взволнованно, будто извиняясь за что-то, поведала она корреспонденту «СЧ». Хотя до этого рассказывала все без остановки, словно прокручивая в голове кадры из фильма: о том, в каком доме жили, причем назвала точный адрес, как между бомбежками ходила с бидоном за водой на Неву. Как однажды ее отец, пытаясь найти хоть какое-то пропитание для детей, обнаружил какие-то мешки с чем-то белым и, думая, что это мука, макнул туда палец и облизнул.
«Мы нашли его в ужасном состоянии в больнице Коняшина, — вспоминает жительница блокадного Ленинграда, — во дворе, помню, лежала груда человеческих тел. Но папа, слава богу, выжил и хорошо, что нас не накормил той отравой. Хотя однажды, по счастливой случайности, он подобрал выпавшую из машины головку сыра. Возможно, он предназначался другим, и тот поступок был нечестным, но это помогло моей семье пережить зиму. Мама пекла какие-то лепешки, добавляя жмых, ну а к весне начали все опухать от голода. Тогда родители и приняли решение — во что бы то ни стало выбраться из города»…
Раису Жирнову и еще 11 свидетелей блокады Ленинграда, 75-летнюю годовщину освобождения от которой страна отмечала на днях, пригласили вчера в Чувашский кадетский корпус. В актовом зале кадеты встречали блокадников стоя и бурными аплодисментами. Добрые слова в адрес освободителей Ленинграда и его жителей, переживших долгую и страшную осаду, произнес и Глава республики.
Цифры:
49 героев блокады Ленинграда проживают сейчас в Чувашии,
11 из них награждены медалью «За оборону Ленинграда»,
38 — знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
«Бок о бок с чувашским народом вы поднимали промышленность страны, трудились на благо республики. За плечами каждого из вас десятилетия трудового стажа. Мы всегда помним, какую тяжкую долю вам пришлось испытать, и сделаем все возможное, чтобы продлить ваше долголетие, сберечь здоровье», — подчеркнул Михаил Игнатьев в приветственной речи.
Вручив ветеранам памятные знаки Санкт-Петербурга «В честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», он обратился и к кадетам: «Перед вами настоящий пример жизнелюбия, мужества и стойкости».
«Желание поведать молодым людям подлинную историю войны, такую, какая она есть, ежегодно собирает нас на подобных мероприятиях», — отметила потом ветеран труда Вера Александровна Виноградова. В августе 1942 года вместе с заводом «Электросила» ее семья была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Чувашию, где она и осталась.
Вторую родину здесь обрели Борис Письменный, Лариса Лермонтова. Отец Ларисы Ивановны пропал без вести на войне, а мать умерла в Ленинграде от голода. Пятилетнюю сироту в 1943 году эвакуировали в Шумерлю, где ее удочерила одна семья. Лариса Ивановна читала кадетам стихи, они же в свою очередь приготовили для почетных гостей концерт. Приютили Чебоксары и Виктора Никулина, в Ленинграде погибли его мать и сестренка.
«После многомесячного голода мы пьянели от аромата хлебных караваев», — вспоминали повзрослевшие дети Ленинграда.
«Я просто потрясен мужеством этих людей, — признался ученик 10 А класса Максим Соловьев, планирующий после окончания Кадетского корпуса поступить в Новосибирское высшее командное училище и стать офицером. — Пусть они не сражались, а были всего лишь детьми, но то, что они смогли выжить в нечеловеческих условиях, вызывает огромное уважение. Что бы сейчас ни говорили, сдавать Ленинград врагу нельзя было. Если бы это произошло, тех, кто сегодня пришел к нам на встречу, не было бы в живых, а может, и нас тоже… Хочется сделать так, чтобы такое никогда не повторилось».
Самого доброго и светлого пожелала Раиса Жирнова кадетам. «Как бы плохо ни было, никогда не унывайте и не отчаивайтесь, — сказала она ребятам. — Берегите то, что у вас есть, и даже тот хлеб, что у вас на столе сейчас всегда в достатке». Выкинуть даже черствый хлеб у блокадницы рука не поднимается. Столько лет прошло, но у нее всегда хранится мешочек с сухарями.
Фото Олега Мальцева: В 107 городах России и зарубежья живут свыше 10 тысяч эвакуированных из блокадного Ленинграда детей, ставших теперь бабушками и дедушками. Но в душе они по-прежнему остаются ленинградцами.