Об итогах проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашии
В соответствии с утвержденным планом плановых проверок на 2018 год управлением по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии в ноябре проведены 24 плановые проверки. Плановые проверки проведены в отношении: 15 общеобразовательных организаций; 4 дошкольных образовательных организаций; 1 организации дополнительного образования; 1 профессиональной образовательной организации; 1 организации дополнительного профессионального образования; 2 организаций, осуществляющих обучение.
В ноябре проведено:10 тематических проверок в рамках:
- федерального государственного надзора в сфере образования в 3 дошкольных образовательных организациях, 2 общеобразовательной организации и 1 организации, осуществляющей обучение;
- лицензионного контроля в 1 дошкольной образовательной организации, 1 организации дополнительного образования, 1 организации дополнительного профессионального образования, 1 общеобразовательной организации.
14 комплексных проверок, в рамках:
- федерального государственного контроля качества образования и лицензионного контроля изучался в 10 общеобразовательных организациях;
- федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля в 1 организации, осуществляющей обучение, и 2 общеобразовательные организации;
- федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионный контроль в 1 профессиональной образовательной организации.
Плановые проверки проведены в образовательных организациях г. Алатырь, г. Канаш, г. Новочебоксарск, г. Чебоксары, Вурнарского, Канашского, Красноармейского, Цивильского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского и Шумерлинского районов.
При федеральном государственном надзоре в сфере образования нарушения выявлены в 7 организациях. Типичные нарушения:
нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанных с размещением информации на официальном сайте (пункты 3, 5, 7 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582);
несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации в сфере образования (часть 5 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании));
нарушение требований к порядку приема в образовательную организацию в части отсутствия в заявлениях следующей информации:
- факта ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с лицензией на осуществление образовательной деятельности, уставом, образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся при приеме по дополнительной образовательной программе;
- информации о месте рождения ребенка, адрес и место жительства родителей (законных представителей) ребенка;
- информации о закреплении образовательного учреждения за конкретными территориями муниципального района;
отсутствие информации о зачислении ребенка в образовательное учреждение на информационном стенде и официальном сайте (часть 2 статьи 55 Закона об образовании, пункты 6, 9, 12, 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования», утвержденного приказом Министерств образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № 293);
нарушение требований к порядку проведения аттестации педагогических работников (пункты 19, 20 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276);
нарушение требований к порядку проведения самообследования образовательной организацией (пункты 7, 8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462);
нарушение требования по утверждению организацией по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации (пункт 7 части 3 статьи 28 Закона об образовании);
не внесение сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (часть 9 статьи 98 Федерального закона об образовании, пункта 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»);
нарушение требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов (части 2, 3 статьи 30 Закона об образовании);
отсутствие локальных нормативных актов, предусмотренных статьей 34 Закона об образовании:
- определяющих обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 части 1);
- определяющих порядок освоения обучающимися наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (пункт 6 часть 1);
- определяющих порядок зачета организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 7 части 1);
- определяющих порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (пункт 21 части 1);
- определяющих порядок посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации и не предусмотрены учебным планом (часть 4);
отсутствие локальных нормативных актов, предусмотренные статьей 47 Закона об образовании:
- определяющих порядок бесплатного пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, а также доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности (пункт 7 части 3);
- определяющих порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными и методическими услугами организации (пункт 8 части 3);
- определяющих соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника (часть 6);
отсутствие локального нормативного акта, определяющего язык и языки образования (часть 6 статьи 14 Закона об образовании);
отсутствие локального нормативного акта, определяющего порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Закона об образовании);
отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги (часть 3 статьи 35 Закона об образовании);
отсутствие документа об обучении педагогического работника навыкам оказания первой помощи (пункт 11 части 1 статьи 41 Закона об образовании);
отсутствие книги регистрации выданных медалей (пункт 3 Порядка выдачи медали «За особые успехи в учении», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2014 № 685);
нарушение порядка аттестации по итогам производственной практики (практики по профилю специальности) (пункт 20 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291).
По фактам выявленных нарушений выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений. В связи с истечением срока давности совершенных правонарушений составлено 3 определения об отказе в возбуждении административного дела.
При лицензионном контроле правонарушения выявлены в 3 организациях. Типичные нарушения:
отсутствие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности);
отсутствие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований,в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности);
По итогам проведения лицензионного контроля выдано 3 предписания. Составлено 3 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
При федеральном государственном контроле качества образования в 4 общеобразовательных организациях выявлены несоответствия основных образовательных программ начального общего образования (далее – ООП НОО), основного общего образования (далее – ООП ООО) и среднего профессионального образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Типичные нарушения:
в пояснительной записке ООП НОО не раскрыты общие подходы к организации внеурочной деятельности (пункт 19.1 приказа Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009);
в организационном разделе ООП ООО отсутствует описание кадровых, финансово-экономических, психолого-педагогических условий реализации ООП ООО (пункты 22, 23, 25 приказа Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010);
в рабочих программах учебных предметов ООП ООО не определены планируемые результаты (пункт 18.2.2 приказа Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010);
в рабочих программах учебных предметов ООП НОО не определены планируемые результаты (пункт 19.5 приказа Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009);
в рабочих программах курса внеурочной деятельности ООП ООО не содержатся формы организации и виды деятельности обучающихся (пункт 18.2.2 приказа Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010);
не учтены требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности в части разработки программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), реализуемой на базе основного общего образования, на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования;
в рабочих программахпо предметам «Информатика», «Физика», изучаемых на углубленном уровне, учтены требования, установленные для базового курса и не учтены дополнительно к базовым требования к результатам для углубленного курса, что не соответствует требованиям ФГОС СОО (пункт 9 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413);
в рабочих программах по дисциплинам в составе ППССЗ сформулированные требования к результатам (знаниям, умениям, компетенциям) не соответствуют требованиям к результатам, предусмотренным ФГОС СПО по специальностям;
по дисциплине «Охрана труда» в составе ППССЗ не предусмотрено изучение правил безопасной эксплуатации установок и аппаратов, что не соответствует требованиям к знаниям, предусмотренным разделом 6 (таблица 3) ФГОС СПО по специальности 13.02.07«Электроснабжение (по отраслям)», утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 827;
по дисциплине «Инженерная графика» в составе ППСЗ не предусмотрено формирование умений по выполнению чертежей по специальности в машинной графике, что не соответствует требованиям к умениям, предусмотренным ФГОС СПО по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий», утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.05.2014 № 519;
по дисциплине «Инженерная графика» в составе ППСЗ не предусмотрено формирование умений по выполнению графических изображений технологического оборудования и технологических схем, комплексных чертежей геометрических тел и др., эскизов, технических рисунков и чертежей деталей, их элементов, узлов в машинной графике, что не соответствует требованиям к умениям, предусмотренным ФГОС СПО по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 831.
Действие государственной аккредитации приостановлено в 1 общеобразовательной организации в отношении уровня начального общего образования.
Всего по результатам плановых проверок, проведенных в ноябре, выдано 10 предписаний об устранении выявленных нарушений (41,7 % от общего числа проверенных объектов):
Объект проверки |
Общее число проверенных объектов |
Выдано предписаний по вопросам |
|
Федеральный государственный надзор в сфере образования (% от общего числа проверенных объектов) |
Лицензионный контроль (% от общего числа проверенных объектов) |
||
дошкольные образовательные организации |
4 |
1 (25%) |
. |
организации дополнительного образования |
1 |
. |
. |
организации дополнительного профессионального образования |
1 |
. |
. |
общеобразовательных организаций |
15 |
3 (20%) |
3 (20%)
|
организации, осуществляющие обучение |
2 |
2 (100%) |
. |
профессиональных образовательных организаций |
1 |
1 (100%) |
. |
ИТОГО |
24 |
7 (29,2%) |
3 (12,5%) |
В декабре текущего года планом плановых проверок предусмотрены проверки образовательных организаций города Чебоксары, Вурнарского, Ибресинского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Чебоксарского, Урмарского районов. План плановых проверок на 2018 год размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»7http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/1-ezhegodnie-plani-provedeniya-planovih-proverok
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю образовательной деятельности размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/2-normativno-pravovie-akti
Информация об итогах проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашской Республики с указанием типичных нарушений размещена на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/3-rezuljtati-provedeniya-planovih-i-vneplanovih-pr