Финалисты республиканского конкурса «Воспитатель года Чувашии - 2018» обсудили современные тенденции развития дошкольного образования

19 апреля состоялся третий (очный) тур республиканского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года Чувашии - 2018». В нём приняли участие пять финалистов: Ирина Романова, воспитатель Ибресинского детского сада «Рябинка», Александра Фадеева, воспитатель детского сада № 13 г. Канаш, Екатерина Васильева, воспитатель детского сада № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска, Анастасия Гайнутдинова, воспитатель детского сада № 158 г. Чебоксары, Елена Михайлова, воспитатель детского сада № 19 «Родничок» г. Шумерля. Накануне путём жеребьёвки были определены темы публичных лекций каждой участницы.
Финалисты в своих выступлениях говорили о современных тенденциях развития дошкольного образования: преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; современных формах и содержании повышения квалификации педагогических работников; вовлечения родителей в образовательный процесс и др.
Участники показали умение выявлять современные проблемы в образовании и обозначать траекторию их преодоления.
После выступления с публичной лекцией конкурсанты в формате ток-шоу «Профессиональный разговор» обсудили проблемы, характерные для развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
В этом году ведущим профессионального разговора выступила кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой дошкольного образования Ольга Малова.
Первые вопросы «Что привело вас в профессию? Что удерживает вас в профессии?» показали, что участники конкурса пришли в профессию по-разному. Например, Анастасия Гайнутдинова (г. Чебоксары) с детства мечтала стать воспитателем, Александра Фадеева (г. Канаш) пришла в профессию, поработав учителем начальных классов, Ирина Романова (Ибресинский район) - учителем рисования, Екатерина Васильева (г. Новочебоксарск) и Елена Михайлова (г. Шумерля) - социальными педагогами. Всех их объединяет любовь к детям, желание реализоваться в интересной, социально востребованной профессии, участвовать в процессе формирования «людей будущего».
Лауреаты конкурса продемонстрировали собственную позицию, отвечая на вопросы о необходимых качествах личности, которыми должен обладать педагог с точки зрения детей. Конкурсанты, дополняя друг друга, пришли к выводу о том, что «любимый воспитатель» - это человек, который играет вместе с ребёнком, может выслушать и помочь наладить общение со сверстниками, всегда позитивен и радуется вместе с ним даже самым незначительным его достижениям, это человек, от которого исходит «тепло».
Некоторое недоумение у конкурсантов вызвал вопрос о «непрофессиональных людях» в сфере дошкольного образования. По мнению лауреатов конкурса, таких людей нет и не должно быть. Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. В ходе получения образования он овладевает разнообразными профессиональными умениями. Сформированные гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения позволяют педагогу осуществлять образовательную деятельность с детьми, создавать условия для формирования личности воспитанника.
На несколько провокационный вопрос ведущего «Необходимо ли воспитывать родителей воспитанников?» участники конкурса ответили, подчеркнув необходимость поддержки семьи в решении вопросов развития и образования ребенка, укреплении его здоровья на основе установления партнерских отношений. Участники высказались в контексте того, что родители являются активными участниками образовательного процесса в детском саду, однако к этому можно прийти только через продуманную систему повышения педагогической компетентности родителей в том или ином направлении развития и образования дошкольника.
Лучшие воспитатели Чувашии вели диалог об организации образовательной деятельности: какие трудности испытывают, какие изменения необходимы (возможно и на уровне законодательства) для повышения качества дошкольного образования. И здесь финалисты показали умение развить тему, продолжать высказанную мысль, обосновать её. Участники конкурса, в качестве проблем дошкольного образования на примере собственной образовательной практики, выделили следующее: недостаточность разнообразных игр, игрушек и других материалов, обеспечивающих развитие ребенка в детских видах деятельности; отсутствие таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, а также старшего воспитателя в районном детском саду; затруднения в выстраивании и обеспечении индивидуальной траектории развития ребенка, обусловленные количественным составом детского коллектива.
В заключение профессионального разговора конкурсантам была предоставлена возможность задать самим себе вопросы от лица жюри. Участники конкурса предложили достаточно интересные вопросы: каково влияние участия в профессиональном конкурсе «Воспитатель года Чувашии» на педагогическое мировоззрение педагога; какие психолого-педагогические условия должны быть созданы в обеспечении социализации ребенка; каковы пути адаптации и развития ребенка с ОВЗ в условиях массовой группы детского сада?
Жюри III (очного) этапа конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018» отметили выступления конкурсантов на ток-шоу «Профессиональный разговор», подчеркнув их содержательность, индивидуальность и убедительность. О том, кто же станет победителем республиканского профессионального конкурса «Воспитатель года Чувашии – 2018», узнаем 28 апреля на торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов республиканских профессиональных конкурсов во Дворце культуры имени Якова Ухсая.
(По материалам Чувашского республиканского института образования)