Министерство образования Чувашской Республики

Инна Исаева: «Мы даем возможность ребятам понять, что мир состоит из разных людей», "Мой город Чебоксары"

В гимназии №5 силами школьников и преподавателей реализуется проект "Я, другие, мир", направленный на поддержку семей с детьми-аутистами и их социализацию. Мы пообщались с его участниками и увидели, как меняются люди, прикоснувшиеся к миру особенных детей

11 января 2018, 10:16 | Мой город Чебоксары

«Все сложилось, как будто случайно»

Практика социального волонтерства в чебоксарской пятой гимназии существует давно. Ребята тесно сотрудничают с школой для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда», детским садом компенсирующего вида «Берегиня». Бывают частыми гостями реабилитационного центра для детей. Есть в гимназии пришкольный лагерь, где в течение одного месяца старшеклассники могут попробовать себя в роли вожатого.

– Социальная практика в гимназии не имеет временных рамок. Для нас проект «Я, другие, мир» – это один из разновидностей волонтерства, – говорит один из активных участников проекта, десятиклассник Андрей Васильев.

Поначалу специально заниматься детьми-аутистами никто не планировал: как-то случайно спелись личные истории и обстоятельства. В прошлом году директор гимназии Инна Исаева баллотировалась в Госсовет Чувашии. Однажды, придя на встречу в детский сад «Берегиня», узнала, что его посещают пятеро детей с аутическим спектром.

– Несколько лет назад я была в Бельгии и знакомилась с обучением ребят-аутистов. Для меня стало неожиданностью, что в России нет практики сопровождения таких детей, – говорит Исаева.

Уже став депутатом, она решила заняться проблемой глубже.

– Первое, что мы увидели – это растерянность родителей. Когда ребенку ставят диагноз аутизм, у многих мам возникают вопросы: почему это произошло именно со мной? Что делать дальше? – продолжает она.

Так сначала родилась идея организовать встречу родителей детей-аутистов. На первых занятиях мамы просто рассказывали о своих проблемах. Например, про то, что стоматологи не могут лечить зубы у детей с расстройством аутического спектра: те просто не открывают рот. Про то, что поздно ставятся диагнозы. Между тем, чем раньше его поставят, тем быстрее можно начать правильным образом сопровождать такого ребенка. Сегодня в законе об образовании написано, что ребенок-аутист с сохранным сознанием может прийти в любую школу. Однако, педагогов, способных учить таких детей, нет.

Куратор волонтерской группы, учитель истории, Ленина Жукова говорит, что родителей приглашали с детьми, но те боялись приводить их в гимназию.

– Родители рассказывали, что прохожие на улице не всегда адекватно реагируют на поведение детей-аутистов, думая, что ребенок не воспитан или неправильно себя ведет, – поясняет Жукова. – Кроме этого, мамы не представляли, как можно оставить их детей под присмотром старшеклассников даже на короткое время.

На первую встречу пришло 5-6 человек, со временем участников стало больше, сами занятия стали называться «Школа эффективных родителей». А мамы даже перестали бояться брать с собой детей. Пока родители общались между собой или с приглашенными экспертами, волонтеры пытались найти общий язык с особенными детьми. Психолог гимназии, и, опять случайным образом мама ребенка-аутиста, Надежда Николаева рассказывает, что помогала старшеклассникам адаптироваться, объясняла им, как взаимодействовать с такими детьми.

– Иногда ребят нужно было морально подготовить, чтобы зайти в комнату с детьми-аутистами. Первое время они очень эмоционально реагировали, принимая все близко к сердцу. Подходили потом и спрашивали: как же так сложилась судьба, почему такое возможно? – говорит она.

Наверное, такой же случай привел в пятую гимназию представителей «Рыбаков Фонда». Тогда фонд развивал проект «Равенство возможностей», направленный на поддержку школьных инициатив. В рамках другого проекта, «Ментори», разрабатывались программы по возрождению в России института наставничества.

– Послушав представителей фонда мы поняли, что сможем подготовить из наших ребят не просто волонтеров, а наставников – людей, способных профессионально оказывать помощь детям с разными видами ограничений здоровья, – говорит Надежда Николаева.

Так родился проект «Я, другие, мир» и грант от «Рыбаков Фонда» на миллион рублей.

«Я тебя люблю за то, что ты есть, и хочу тебе помочь»

Занятия «Школы эффективных родителей» проходят в гимназии два раза в месяц, по субботам. При этом особого места, где можно было бы заниматься с детьми-аутистами, – нет. Приходится для этих целей использовать обычные классы, убирая на время стулья и парты.

Одна из статей гранта – это создание специальной комнаты, оборудование, которой позволит ребенку эффективно провести время, пока родители заняты. Например, планируется закупить гамаки для аэройоги. Аутизм часто сопровождается гиперактивностью или стойкими стереотипными движениями. Подобное оборудование позволит ослабить мышечный тонус у детей. Кроме этого ребенок может завернуться в гамак и очутиться как в коконе – специалистами замечено, что аутисту нужна среда, которая его не раздражает.

– Часто можно было видеть, как дети забирались под маты, строили из них домики и в них прятались, – вспоминает первые встречи с детьми-аутистами Андрей Васильев.

Появится в комнате мультикубик – проектор для просмотра диафильмов. В него можно загружать образовательные программы и просматривать их в любом положении – сидя, лежа, проецируя изображения на стену или потолок. Еще одно необычное устройство – блинный 3D принтер. Дети смогут замесить тесто, а волонтеры запрограммировать форму блинчика похожего, например, на Смешарика. В планах создать мультипликационную студию.

По словам Инны Исаевой, здесь важны не сами инновационные «игрушки». Гораздо важнее возможность групповой работы, когда каждый ребенок делает что-то свое, а в итоге получается общий продукт.

– У аутистов, как правило, развита какая-то одна черта, в которой он может быть по-настоящему талантлив. В игре мы хотим подмечать то, что интересно ребенку. А дальше развить эту способность должны помочь родители и система образования, – рассуждает директор гимназии.

При этом инициаторы проекта понимают, что делают лишь малую часть большой системной работы, которую нужно вести, чтобы помочь особенным детям социализироваться. По официальным данным в Чувашии насчитывается 166 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По факту их может быть в 3-4 раза больше.

Исаева констатирует, что в рамках проекта невозможно охватить всех аутистов, поэтому приходиться заниматься детьми с сохранным интеллектом. Сейчас к проекту присоединилась группа родителей, которые хотят, чтобы их ребенок смог пойти в обычную школу, и верят в такую возможность.

– По моим наблюдениям родители здоровых детей очень ленивые. Мы даже не представляем, сколько не делаем по сравнению с тем, что делают эти родители, – добавляет она. – Социум сегодня заточен на то, чтобы получить от ребенка больше, чем он может. Для многих родителей ребенок должен соответствовать ожиданиям и быть предметом гордости: «я люблю тебя тогда, когда есть, за что тобой гордиться». А эти мамы любят потому, что ребенок просто есть.

«Они видят вещи по-другому»

«Я, другие, мир» – проект не только для детей-аутистов и их родителей. Он еще и для старшеклассников, которые завтра покинут стены школы и выйдут во взрослую жизнь.

– Когда затевался этот проект, я четко понимала, что мы даем возможность ребятам понять, что мир состоит из разных людей. И как они будут определяться в этой разности – это их выбор, – говорит Инна Исаева.

Волонтеры вспоминают, что первая встреча с детьми-аутистами проходила в актовом зале. Те просто хаотично бегали, а школьники были в растерянности и не знали, за что ухватиться. Потом стал появляться личный контакт. Подмечено, что ребенок-аутист не сойдется с каждым. Им сможет заниматься лишь тот, кого он сам выберет. Сейчас дети уже успели привязаться к старшеклассникам, у них появились наставники. Правда, для самих волонтеров процесс установления контакта с детьми-аутистами был не легким.

– Честно говоря, достаточно тяжело работать с такими детьми. Прежде всего – эмоционально. В первое время мы уставали. Иногда они просто кричат, в кабинете стоит шум, от этого начинает болеть голова. И не всегда знаешь, что делать в такой ситуации, – делится своими впечатлениями ученица 11 класса Настя Суворова.

Бывали ситуации, когда дети начинали кидаться предметами, стульями. Но это не агрессия – просто ребенок не может сказать словам то, что ему не нравится в этот момент. Для аутистов – это такой способ выразить свои чувства.

Не просто старшеклассникам было и от понимания того, как этим детям тяжело находиться в обществе, и как сложно родителям уделять им по 24 часа в сутки.

– Дети очень непредсказуемые. Они могут веселиться, прыгать, а потом внезапно застыть на месте. Но мы уже научились «разруливать» такие ситуации. Знаем, что какой ребенок любит, нашли за это время ко всем подход, – добавляет десятиклассница Оксана Матвеева.

Школьники признаются, что до начала проекта даже не знали, что бывают такие дети.

– Но они же среди нас, и нам нужно знать о них. Они очень интересные, совсем по-другому смотрят на мир и видят вещи по-другому, – говорят они.

Для многих из старшеклассников проект не только поменял мировоззрение, но и возможно повлиял на дальнейшую судьбу. Например, Настя Суворова твердо решила в будущем стать педагогом.

– Нынешние старшеклассники – это те люди, которые через 10-15 лет будут определять жизнь нашей страны. Они будут управленцами, налаживать бизнес, выйдут на рынок труда. Но я уверена, если у них будет возможность, они придумают, как трудоустроить «другого», – добавляет Инна Исаева.



Мой город Чебоксары