Министерство образования Чувашской Республики

Итоги проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашской Республики за ноябрь-декабрь 2017 года

В соответствии с утвержденным планом плановых проверок на 2017 год управлением по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии в ноябре - декабре 2017 года проведено 42 плановых проверок в отношении: дошкольных образовательных организаций  - 16; общеобразовательных организаций – 21; организаций дополнительного образования – 1; организаций дополнительного профессионального образования -3;иных организаций – 1.

Плановые проверки проведены по: федеральному государственному надзору в сфере образования  - 14; федеральному государственному контролю качества образования – 16; лицензионному контролю – 11.

Выездные плановые проверки проведены в г. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш и Батыревском,Канашском, Комсомольском, Красночетайском,Моргаушском,Чебоксарском, Ядринском, Янтиковском  районах. В ноябре  завершены плановые документарные проверки в  общеобразовательных организациях в рамках федерального государственного надзора в сфере образования (Батыревский, Моргаушский, Канашский район) начатые в октябре текущего года.

Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования выявлены в 22 организациях (52,4 % от общего числа проведенных плановых проверок), в том числе:

В рамках федерального государственного надзора в сфере образования были выявлены следующие нарушения:

требований законодательства Российской Федерации об образовании, связанных с размещением информации на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и несоблюдение структуры официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет»;

порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов государственного образца об образовании;

требований законодательства Российской Федерации, связанных с разработкой и принятием локальных нормативных актов;

требований законодательства Российской Федерации об образовании, связанных с приемом в образовательную организацию;

порядка отчисления  из образовательной организации;

несоответствие содержания уставов законодательству Российской федерации об образовании;

порядка проведения аттестации педагогических работников;

порядка выдачи  медали «За особые успехи в учении»;

требований законодательства Российской Федерации об образовании, связанных с порядком проведения самообследования.

По фактам выявленных нарушений выдано 13 предписаний  (92,8% от общего числа проверенных образовательных организаций) об устранении выявленных нарушений.  Составлен 1 протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Имелось 5 оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ и 2 основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, однако в связи с истечением срока давности составлены определения об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении.

В рамках федерального государственного контроля качества образования несоответствия  образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов выявлено в 8 организациях (50,0% от числа проверенных). Общеобразовательными организациями допущены следующие несоответствия ФГОС:

В основной образовательной программе начального общего образования (далее - ООП НОО):

в пояснительной записке целевого раздела отсутствует описание состава участников образовательных отношений организации;

планируемые результаты освоения ООП НОО целевого раздела не отражают цели изучения учебных предметов;

в пояснительной записке не раскрыты цели реализации ООП НОО, отсутствует описание общих подходов к организации внеурочной деятельности, общей характеристики ООП НОО;

в пояснительной записке адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП НОО) отсутствует психолого-педагогическая характеристика обучающегося с умственной отсталостью;

в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования (далее – Программа)  отсутствует описание преемственности Программы при переходе от дошкольного к начальному общему образованию; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся отсутствуют  рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности;

в рабочих программах учебных предметов отсутствуют содержание, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование;

в рабочих программах курсов внеурочной деятельности отсутствует содержание с указанием  форм организации и видов деятельности обучающихся;

программа внеурочной деятельности АООП НОО не соответствует структуре, предусмотренной ФГОС НОО;

в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни отсутствует модели организации работы, видов деятельности и форм занятий с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ; описание методики и инструментария мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

в программе коррекционной работы не описаны специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

в учебном плане внеурочной деятельности не указаны направления внеурочной деятельности;

в организационном разделе не в полной мере раскрыты кадровыеусловия реализации ООП НОО;

в организационном разделе АООП НОО не раскрыты кадровые, финансовые, материально-технические условия, включая учебно-методическое и информационное обеспечение;

система условий не содержит обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП НОО, механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий, сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий, контроль за состоянием системы условий;

в системе оценки достижения планируемых результатов  освоения ООП НОО отсутствуют критерии, состав инструментария оценивания, формы представления результатов оценки достижений обучающихся, итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО.

В основной образовательной программе основного общего образования (далее – ООП ООО):

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) не содержит описание промежуточной аттестации обучающихся в рамках  урочной и внеурочной деятельности, описание оценки проектной деятельности обучающихся;

в программе развития  универсальных учебных действий у обучающихся при получении основного общего образования отсутствует описание форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений  (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов); системы оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; методики и инструментария  мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

в рабочих программах отсутствует  тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы, содержание учебных предметов;

в рабочих программах курсов внеурочной деятельности отсутствуют содержание, формы организации и виды деятельности обучающихся;

программа коррекционной работы не содержит планируемые результаты коррекционной работы.

Выявленные несоответствия устранены в ходе проверки. Государственная аккредитация образовательной деятельности общеобразовательных организаций не приостанавливалась.

При лицензионном контроле в дошкольной образовательной организации выявлено нарушение  требований части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части осуществления образовательной деятельности по месту осуществления образовательной деятельности без лицензии. Меры в отношении дошкольной образовательной организации по факту выявленного правонарушения приняты прокуратурой Чувашской Республики.

Всего по результатам плановых проверок выдано 13   предписаний об устранении выявленных нарушений (30,9 % от общего числа проверенных объектов):

Объект проверки

Общее число проверенных  объектов

Выдано предписаний

по вопросам

Федеральный государственный надзор в сфере образования

(% от общего числа проверенных объектов)

Лицензионный

контроль

(% от общего числа проверенных объектов)

дошкольные образовательные организации

16

5

(31,2 %)

-

общеобразовательные организации

21

7

(33,3 %)

-

организации дополнительного образования

1

1

(100,0 %)

-

организации дополнительного профессионального образования

3

-

-

иные организации

1

-

-

ИТОГО

42

13

(30,9 %)

-

План плановых проверок на 2018 год размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://gov.cap.ru/sitemap.aspx?id=2372393&gov_id=13.

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные  требования, соблюдение которых  оценивается  при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю образовательной деятельности размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  http://gov.cap.ru/sitemap.aspx?id=2435594&gov_id=13.