Итоги проведения плановых проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашской Республики за ноябрь-декабрь 2017 года
В соответствии с утвержденным планом плановых проверок на 2017 год управлением по надзору и контролю в сфере образования Минобразования Чувашии в ноябре - декабре 2017 года проведено 42 плановых проверок в отношении: дошкольных образовательных организаций - 16; общеобразовательных организаций – 21; организаций дополнительного образования – 1; организаций дополнительного профессионального образования -3;иных организаций – 1.
Плановые проверки проведены по: федеральному государственному надзору в сфере образования - 14; федеральному государственному контролю качества образования – 16; лицензионному контролю – 11.
Выездные плановые проверки проведены в г. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш и Батыревском,Канашском, Комсомольском, Красночетайском,Моргаушском,Чебоксарском, Ядринском, Янтиковском районах. В ноябре завершены плановые документарные проверки в общеобразовательных организациях в рамках федерального государственного надзора в сфере образования (Батыревский, Моргаушский, Канашский район) начатые в октябре текущего года.
Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования выявлены в 22 организациях (52,4 % от общего числа проведенных плановых проверок), в том числе:
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования были выявлены следующие нарушения:
требований законодательства Российской Федерации об образовании, связанных с размещением информации на официальном сайте образовательного учреждения в сети «Интернет» и несоблюдение структуры официального сайта образовательного учреждения в сети «Интернет»;
порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов государственного образца об образовании;
требований законодательства Российской Федерации, связанных с разработкой и принятием локальных нормативных актов;
требований законодательства Российской Федерации об образовании, связанных с приемом в образовательную организацию;
порядка отчисления из образовательной организации;
несоответствие содержания уставов законодательству Российской федерации об образовании;
порядка проведения аттестации педагогических работников;
порядка выдачи медали «За особые успехи в учении»;
требований законодательства Российской Федерации об образовании, связанных с порядком проведения самообследования.
По фактам выявленных нарушений выдано 13 предписаний (92,8% от общего числа проверенных образовательных организаций) об устранении выявленных нарушений. Составлен 1 протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Имелось 5 оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ и 2 основания для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ, однако в связи с истечением срока давности составлены определения об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении.
В рамках федерального государственного контроля качества образования несоответствия образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов выявлено в 8 организациях (50,0% от числа проверенных). Общеобразовательными организациями допущены следующие несоответствия ФГОС:
В основной образовательной программе начального общего образования (далее - ООП НОО):
в пояснительной записке целевого раздела отсутствует описание состава участников образовательных отношений организации;
планируемые результаты освоения ООП НОО целевого раздела не отражают цели изучения учебных предметов;
в пояснительной записке не раскрыты цели реализации ООП НОО, отсутствует описание общих подходов к организации внеурочной деятельности, общей характеристики ООП НОО;
в пояснительной записке адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП НОО) отсутствует психолого-педагогическая характеристика обучающегося с умственной отсталостью;
в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования (далее – Программа) отсутствует описание преемственности Программы при переходе от дошкольного к начальному общему образованию; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
в программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся отсутствуют рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности;
в рабочих программах учебных предметов отсутствуют содержание, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование;
в рабочих программах курсов внеурочной деятельности отсутствует содержание с указанием форм организации и видов деятельности обучающихся;
программа внеурочной деятельности АООП НОО не соответствует структуре, предусмотренной ФГОС НОО;
в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни отсутствует модели организации работы, видов деятельности и форм занятий с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ; описание методики и инструментария мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
в программе коррекционной работы не описаны специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
в учебном плане внеурочной деятельности не указаны направления внеурочной деятельности;
в организационном разделе не в полной мере раскрыты кадровыеусловия реализации ООП НОО;
в организационном разделе АООП НОО не раскрыты кадровые, финансовые, материально-технические условия, включая учебно-методическое и информационное обеспечение;
система условий не содержит обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП НОО, механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий, сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий, контроль за состоянием системы условий;
в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО отсутствуют критерии, состав инструментария оценивания, формы представления результатов оценки достижений обучающихся, итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО.
В основной образовательной программе основного общего образования (далее – ООП ООО):
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) не содержит описание промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, описание оценки проектной деятельности обучающихся;
в программе развития универсальных учебных действий у обучающихся при получении основного общего образования отсутствует описание форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов); системы оценки деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся; методики и инструментария мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
в рабочих программах отсутствует тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы, содержание учебных предметов;
в рабочих программах курсов внеурочной деятельности отсутствуют содержание, формы организации и виды деятельности обучающихся;
программа коррекционной работы не содержит планируемые результаты коррекционной работы.
Выявленные несоответствия устранены в ходе проверки. Государственная аккредитация образовательной деятельности общеобразовательных организаций не приостанавливалась.
При лицензионном контроле в дошкольной образовательной организации выявлено нарушение требований части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части осуществления образовательной деятельности по месту осуществления образовательной деятельности без лицензии. Меры в отношении дошкольной образовательной организации по факту выявленного правонарушения приняты прокуратурой Чувашской Республики.
Всего по результатам плановых проверок выдано 13 предписаний об устранении выявленных нарушений (30,9 % от общего числа проверенных объектов):
Объект проверки |
Общее число проверенных объектов |
Выдано предписаний по вопросам |
|
Федеральный государственный надзор в сфере образования (% от общего числа проверенных объектов) |
Лицензионный контроль (% от общего числа проверенных объектов) |
||
дошкольные образовательные организации |
16 |
5 (31,2 %) |
- |
общеобразовательные организации |
21 |
7 (33,3 %) |
- |
организации дополнительного образования |
1 |
1 (100,0 %) |
- |
организации дополнительного профессионального образования |
3 |
- |
- |
иные организации |
1 |
- |
- |
ИТОГО |
42 |
13 (30,9 %) |
- |
План плановых проверок на 2018 год размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://gov.cap.ru/sitemap.aspx?id=2372393&gov_id=13.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензионному контролю образовательной деятельности размещён на официальном сайте министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://gov.cap.ru/sitemap.aspx?id=2435594&gov_id=13.