Алексей СУДЛЕНКОВ: Надо жить завтрашним днем
В конце ноября в столице Белоруссии Минске состоялось очередное заседание общественного совета базовой организации стран СНГ по профессионально-техническому образованию и переподготовке высококвалифицированных кадров для отраслей народного хозяйства. С российской стороны в нем приняли участие директор департамента государственной политики в области подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ Наталья Золотарева, заместитель директора департамента образования г. Москвы Игорь Павлов, директор Красногорского оптико-электронного колледжа, профессор Виктор Демин, директор Чебоксарского электромеханического колледжа Алексей Судленков. Мы попросили его рассказать об итогах работы координационного совета и о роли бизнеса в повышении профессионального мастерства работников.
– Ровно год назад, в ноябре 2011 года, в Минске состоялась встреча глав государств – России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Армении, Таджикистана, где было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере профессионального образования. Советский период у всех на слуху, так что у нас много общего со странами, входящими в СНГ. Демографические процессы в России, избыток рабочей силы в республиках Средней Азии – все это накладывает определенный отпечаток на нашу деятельность.
Сегодня к уровню квалификации специалистов предъявляются более высокие требования, поэтому в октябре этого года на совещании глав правительств стран СНГ в Армении было принято решение о создании государствами – участниками СНГ базовой организации профессионального образования по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионального образования. Базовой организацией определен институт профессионального образования Республики Беларусь, ректор – Аркадий Шкляр, профессор, доктор наук, член Российской академии образования. Авторитетнейший человек. В рамках перспективного проекта создается международный сетевой колледж, призванный содействовать повышению эффективной работы профессиональных учебных заведений в странах СНГ, в первую очередь по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.
Сетевое взаимодействие предполагает системный подход к повышению уровня знаний преподавательского состава, совместную подготовку учебных планов и программ обучения, методическое обеспечение учебных учреждений, входящих в сетевой колледж.
Беларусь выбрана не случайно. Еще в советские времена ее опыт в профессиональном образовании изучали и перенимали по всей стране. Как известно, в перестроечные времена часть российских училищ и техникумов оказалась на грани закрытия, а белорусы смогли не только сохранить весь потенциал, накопленный в былые годы, но и вдохнуть в них новую живительную струю.
Знаете, я не удивился тому, что на Минском тракторном заводе на рабочие специальности принимают по конкурсу. Предприятие поставляет свою продукцию в 76 стран мира! Престижные профессии хорошо оплачиваются. Профессиональные учебные заведения стали кузницей кадров для многих предприятий Белоруссии.
– Неужели у нас все так плохо?
– Я об этом не говорил. Многое, что сегодня делают в Белоруссии, мы весьма успешно применяем в России и Чувашии. Претворяем в жизнь ряд интересных проектов. Позитивный опыт накоплен во многих учреждениях профессионального образования России и Чувашской Республики.
Вопросы сетевого сотрудничества с базовой организацией профессионального образования стран СНГ будем решать на совещании учебно-методического объединения Приволжского федерального округа, которое пройдет в Чебоксарах в июне 2013 года. На него приглашены руководители региональных органов управления образования ПФО, руководители учебных заведений, руководители Белорусского института профессионального образования – базовой организации государств – участников СНГ.
– Недавно подписано трехстороннее соглашение между ЗАО «ЧЭАЗ», Чебоксарским электромеханическим колледжем и средней общеобразовательной школой № 24. Как бы Вы прокомментировали это событие?
– Это один из наиболее ярких примеров действия механизма государственно-частного партнерства в области профессионального образования. На базе успешного предприятия – электроаппаратного завода – с 2013 года заработает ресурсный центр, основными задачами которого являются:
– изучение и формирование запроса на потребность в специалистах и рабочих, исходя из реальных программ по работе с персоналом;
– профориентация учащихся школ; образовательная, научно-исследовательская и инновационная деятельность;
– подготовка и переподготовка работников для предприятий, входящих в группу компаний ЧЭАЗ.
Чувашия – центр электротехнической отрасли России. ЧЭАЗ разрабатывает и осваивает новые типы различного оборудования для распределительных сетей, изделий специального назначения для электроснабжения производств, нефтегазового комплекса, транспорта, ЖКХ. Предприятие вышло на новые рынки сбыта – атомную энергетику и кораблестроение, за 2 года в два раза повышена заработная плата. На заводе произошла своего рода технологическая революция.
– Ни для кого не секрет, что образовательный процесс в учреждениях ПО отстает от технологических новшеств.
– Напомню, профессиональные стандарты предприятий Европы обязывают каждого работника раз в три года повышать свою квалификацию. Что у нас? 30% рабочих предприятий республики имеют только школьное образование, у них есть определенные навыки и опыт, полученные в процессе своей деятельности, но этого недостаточно для предприятий, где идет модернизация производства. Значит, их надо переобучать. Потребуются усилия предприятий, учебных заведений по организации этого процесса, а также должно быть желание самих работников повышать свои компетенции.
– Согласитесь, что и профориентация в школах тоже оставляет желать лучшего…
– А все потому, что педколлективы, состоящие в основном из лиц прекрасного пола, больше внимания уделяют гуманитарным дисциплинам. Перестали работать кружки технического творчества. Проблемы создали сами же, а теперь руками разводим: где взять технарей?
Позвольте привести пример. В Германии профобразованием охвачено 56% молодежи, в Южной Корее – 77%, в Финляндии – 70%, в Малайзии – аж 80%. В Чувашской Республике – 20%.
При доминирующем положении гуманитарного образования в школах несистемная работа по профессиональной ориентации молодежи на технические специальности осложняет выбор выпускников школ. Эту задачу поможет решить ресурсный центр. Конечно, из троечника трудно вырастить хорошего инженера. Главное – заинтересовать стать техником и инженером ударников и отличников учебы. В то же время прием 2012 г. в ЧЭМК показал заинтересованность выпускников 9-х классов получить специальность «Компьютерные системы и комплексы», «Прикладная информатика», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Технология машиностроения», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники». Конкурс доходил до 3 человек на одно место.
– Колледж уже 17 лет активно занимается переподготовкой рабочих кадров. Они востребованы на производстве?
– Работаем не вслепую, а на завтрашний день. Более 80 предприятий и организаций республики направляют к нам своих сотрудников. Естественно, часть затрат берут на себя. Например, в 2012 году подготовили 80 монтажников радиоэлектронной аппаратуры. За 20 человек оплачивали предприятия, 60 человек учебу оплатили сами. В 2011 году по заказам предприятий обучено 200 человек. За 6 лет в стенах колледжа прошли обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации более 7,5 тысячи человек, в том числе 700 электрогазосварщиков, 900 операторов станков с ЧПУ, электромонтажников более 700 человек.
Хотел бы добавить, что в этом году мы приняли на учебу 620 человек по техническим специальностям (из числа выпускников школ), с этого года отказались от коммерческих групп. Все студенты обучаются за счет республиканского бюджета.
– Электромеханический колледж всегда ставят в пример. А как обстоят дела у ваших коллег? Они плетутся в хвосте?
– С такой формулировкой я категорически не согласен. Каждый вносит свою лепту в общее дело. Полезен и интересен опыт работы Чебоксарского экономико-технологического колледжа, Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства, Чебоксарского машиностроительного техникума, Новочебоксарского политехнического техникума, Канашского транспортно-энергетического техникума и других учебных заведений Чувашии. Мы осознаем свою значимость и ответственность в вопросах подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных экономикой республики.