Талант зреет в дневнике
Не секрет, что современным родителям часто не хватает времени на то, чтобы заниматься собственными детьми. Раз дочка или сын ходит в садик, вот пусть воспитатель и заботится о том, как научить ребенка петь, танцевать, говорить по-английски. И воспитатели стараются, особенно те, которые участвуют в проекте «Выявление и развитие индивидуальных задатков детей», третий год действующем в детских садах Чебоксар и Новочебоксарска. Сразу уточним – не во всех детских садах. А уж районы республики только-только начинают знакомиться с новой системой.
– Профессор спустился с высот науки и подошел к дверям садика, – так говорит инициатор проекта, замдиректора Чебоксарского политехнического института Олег Волков. На семинаре-совещании, состоявшемся на днях в республиканском институте образования, он шаг за шагом рассказывал педагогам дошкольных учреждений из разных районов Чувашии, как рождалось и развивалось его детище.
Один из главных принципов, по мнению О. Волкова, это тот, на который сейчас редко ориентируются в детских садах: мальчики и девочки учатся по-разному. У них разные задатки, интересы, да и само поведение. И более того, мы требуем, например, чтобы из мальчиков выросли настоящие мужчины, а воспитываем их по той же системе, что и девочек, напоминает педагог.
– Воспитывать детей в группах мы уже научились, – отмечает он, – теперь нужно научиться воспитывать детей индивидуально.
Есть немало хороших методик, которые уже применяются в детских садах. Но важная деталь, предлагаемая в проекте: ведение своеобразного дневника достижений каждого ребенка, который должны заполнять как воспитатели, так и родители. Да, родители, несмотря на всю свою занятость, тоже должны участвовать в развитии своих чад, потому что кому, как не им, лучше знать, чем любит заниматься малыш. Начиная уже с трех лет можно определить, к чему склонен ребенок, – к музыке, математике или пусть даже бегу наперегонки.
– Не нужно учить ребенка делать все одинаково хорошо, – заверяет О. Волков. – Научите ребенка делать хорошо то, к чему у него есть задатки.
Единомышленников у нового проекта хватает, и круг их постоянно растет. Сейчас по программе работают четыре детских сада в Чебоксарах и четыре в Новочебоксарске. Готовится подключиться Канаш. Проявляют интерес соседние республики.
Больше всего участников проекта беспокоит то, что едва ребенок покидает детский сад и начинает ходить в школу, как все его достижения словно исчезают в никуда.
– К сожалению, пока не существует единой системы поддержки талантливых детей, – соглашается с поставленной проблемой ректор республиканского института образования Е. Казакова. – Но у нас есть возможность ее создать, объединив усилия детсада, школы и учреждений дополнительного образования.