Кто кого обманывает?
Среди регионов, которые не выполнили своих обязательств по повышению заработной платы и не довели ее до средней по экономике, министром образования России Андреем Фурсенко были названы Вологодская и Ростовская области, Чувашия, Пермский край, Саратовская область, Хакасия и другие. В республиканском Минобразования с мнением профильного министра не согласны, и дабы убедить и журналистов, и педагогов в том, что с зарплатой все в порядке, собрали всех на круглый стол.
Что-то пошло не поэтапно
Фурсенко также отметил, что 44 региона взяли на себя обязательство в первом квартале довести среднюю зарплату до средней по экономике и свои обязательства выполнили. 38 регионов пообещали повысить заработную плату учителей на 30%, но некоторые из них повысили на 27%-28%. По данным Минобразования ЧР, самая высокая заработная плата в I квартале этого года была у учителей Канаша, самая низкая — у учителей Алатыря и Чебоксар. Средняя заработная плата учителя за сентябрь 2011 года в ЧР — 13108 рублей, средняя по экономике — 13108 рублей (по данным того же ведомства).
Заместитель министра образования Чувашии Надежда ДМИТРИЕВА призналась, что выяснить, откуда у министра такие данные, не удалось, и пояснила, чем это вызвано: «Может быть, прошла информация о невыполнении обязательств регионом в связи с тем, что в соглашении говорилось, что повышение заработной платы у нас будет проводиться в три этапа (с 1 июня на 6,5% (оклады), с 1 сентября на 16,5% (стимулирующая часть), с 1 октября на 6,5% (оклады) — авт.). И на втором оно составит 16,5%, фактически на 16,5% оно и повысилось за счет индексации фонда оплаты труда на 14,7%, а 1,8% — за счет оптимизации (внутренних расходов — авт.). Школы оптимизировали расходы по-разному: где-то передали котельные на баланс муниципалитетов, где-то увеличили нагрузку учителей до средней по республике. Если было 18, то сделали 22-23 часа».
Куда стремиться
Между тем на горячую линию Минобразования ЧР продолжают поступать звонки от учителей с вопросами о зарплате. Принимает их в том числе и начальник финансового отдела ведомства Наталья ГЕРДО: «Мне кажется, что наша задача, в том числе и руководителей учреждений, — сделать так, чтобы процесс начислений был понятен всем, потому что принципы распределения стимулирующей части могут различаться. Но должно быть одно основным и общим для всех: педагогические коллективы должны понимать, за что они получают и базовую, и стимулирующую части, потому что иногда вопросы возникают просто из-за того, что люди не анализируют то, что у них нагрузка уменьшилась, что стимулирующая часть была за счет, например, выигранного в прошлом году конкурса. Так что если это все разобрать, посмотреть, иногда и вопросов становится намного меньше».
Фурсенко отметил, что в тех регионах, где будут сбои и нарушения в повышении зарплаты учителям, он будет выходить к губернаторам с предложением наказать или даже отстранить руководителей органов образования. Поэтому от того, удастся ли устранить недопонимание между республиканским и федеральным министерствами образования, напрямую зависит, удержатся ли чиновники на своих постах.
«Горячая линия» по вопросам выплаты заработной платы учителям в ЧР: (8352) 62-50-34, в Минобразования РФ по тел.: (8-4999) 152-67-61.