День Знаний в культурно-выставочном центре «Радуга»
1 сентября в культурно-выставочном центре «Радуга» открывается новая экспозиция «Шедевры Леонардо да Винчи», приуроченная Году Италии в России. Школьников и студентов в День знаний ожидает встреча с творчеством гения Ренессанса - Леонардо да Винчи, который был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором, исследователем естествознания и талантливым изобретателем. Он один из светочей того блистательного периода европейской истории 15-16-го веков, которые дали миру гениальных художников. Посетители культурно-выставочного центра «Радуга» могут увидеть самые знаменитые живописные и графические работы мастера на передвижной выставке – «Шедевры Леонардо да Винчи».
Художественное образование Леонардо получил в мастерской вдумчивого педагога Андреа Верроккьо во Флоренции. Одним из методов обучения было дописывание работ учителя. «Крещение Христа» (1475) – подобное произведение, с которого принято начинать живописную биографию да Винчи. Юноша написал фигуру ангела в левой части картины, и она затмила все произведение. Предание гласит, что Верроккьо после этого оставил живопись.
К числу ранних шедевров Леонардо относится «Мадонна Бенуа». Это одно из сокровищ Государственного Эрмитажа, как и более зрелая «Мадонна Литта». Тема материнства всегда волновала художника, посвятившего ей рисунки и картины. К некоторыми сюжетам он возвращался на протяжении многих лет. Так, удивительной по спаянности композиции стала семейная сцена «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». Зрители могут увидеть графический и живописный варианты этой темы.
«Мадонна в гроте» - еще один образ материнства в творчестве Леонардо, важнейшее произведение миланского периода, когда художник, находившийся на службе у герцога Людовико Сфорцо, достиг творческой зрелости. Алтарный образ из миланской церкви Сан Франческо Гранде был подарен французскому королю Людовику XII (1483-94, хранится в Лувре), и Леонардо написал для церкви схожую работу (1487-1511, на 8 см меньше, сейчас в лондонской Национальной галерее).
В 1495 г. Леонардо приступил к созданию своего центрального произведения - фрески "Тайная вечеря" в трапезной монастыря Санта Мария делле Грация, любимой церкви миланского герцога. Тема является традиционной для такого рода помещений. Христос только что сказал своим ученикам: “Один из вас предаст меня”. Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. "Тайная вечеря" завершает некий этап в научных изысканиях Леонардо, обогащавших его живописные приемы. Но фатально неудачными оказались его эксперименты с красками. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, Леонардо применил для фрески масло в смеси с темперой, что и вызвало ее быстрое повреждение. Затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. После взятия Милана французами в 1796 году трапезная была превращена в конюшню, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Реставрационные работы последнего времени в лучшем случае дадут возможность приостановить дальнейшее разрушение.
Наравне с этой фреской увенчанием творчества Леонардо считается «Джоконда», о которой сам мастер отзывался так: “Мне удалось создать картину действительно божественную”. Моне Лизе было 24 года, когда в 1503 году начал создаваться ее портрет, а художнику – 51 год. Произведение так и не было закончено и оставалось у Леонардо, а позднее перешло к Франциску I, королю Франции.
Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу, а волнующая пристальность взгляда заостряется общим спокойствием всей фигуры. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде, и со складками одеяния, и с легкой накидкой на плече Моны Лизы. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. А на лице ее едва играет улыбка, которая приковывает к себе зрителя силой, действительно неудержимой. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотистыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал.
В «Радуге» представлены и другие удивительные женские портреты да Винчи: «Джиневра Бенчи», «Беатриче д`Эсте», «Придворная дама миланского двора», а также единственный в творчестве мастера мужской портрет - «Музыкант». Каждый из них отражает черты совершенного человека Эпохи Возрождения.
Выставка дарит встречу и с всемирно известными символами искусства, как, например, рисунок «Витрувианский человек», и с неафишируемыми широко творениями (последняя работа Леонардо «Иоанн Креститель»).
Выставка продлится до 15 декабря 2011 г.