13:18 Педагоги Чувашии рассказывают о своих инновационных проектах
В Чебоксарах продолжаются мероприятия в рамках республиканской конференции работников образования. В этом году она посвящена созданию правовых условий для обновления и развития системы образования в Чувашии. В первой половине дня педагогическая общественность активно работала на дискуссионных площадках. Шел живой заинтересованный разговор по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Участники обменялись мнениями по документу, был высказан ряд конструктивных предложений по совершенствованию отдельных статей закона.
В 13.00 в фойе ДК ЧГУ им. И.Н. Ульянова начала работать выставка, на которой образовательные учреждения образования - победители конкурса на присуждение гранта Президента Чувашской Республики проведут презентации своих достижений, инновационных проектов.
В числе лауреатов чебоксарские школы № 10 и № 59. Их проекты направлены на создание активной образовательной среды для изучения чувашского языка. Ребята изучают его не только на уроках чувашского языка, но и на уроках технологии, физкультуры, общаются на чувашском языке на переменах, дома. Частые гости школ – известные деятели культуры и литературы Чувашской Республики. Внедрять передовые международные технологии по интенсификации изучения языка педагогам помогают волонтеры Евросоюза совместно с некоммерческой организацией «Язык для успеха».
Индивидуализации образовательного процесса посвящены проекты чебоксарских лицея № 3 и гимназии № 5, шумерлинской гимназии № 8. Педагоги этих образовательных учреждений работают над созданием путеводителей-навигаторов по физике, математике, биологии и другим предметам с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Это позволяет каждому школьнику реализовать собственную образовательную траекторию, придать осмысленность учебному действию за счёт привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив.
Ядринский детский сад «Аленушка» один из первых в республике создал домашние и семейные детские сады как структурные подразделения, тем самым создав дополнительные места для детей, стоящих в очереди.
Чебоксарский детсад № 134 «Жемчужинка» является экспериментальной площадкой по внедрению современных компьютерных технологий в образовательный процесс. В детском саду используются компьютерные программы для детей, которые позволяют развивать не только природный потенциал ребенка, но и готовить его к успешной жизни в условиях информационного общества.
Многие лауреаты представили авторские программы по сохранению и укреплению здоровья детей. Так, Вурнарский детский сад «Рябинушка» реализует авторскую программу развития «Здоровое детство», которая направлена на укрепление психического и физического здоровья, развитие познавательных и личностных возможностей ребенка.
Чебоксарская Станция юных техников – одно из ведущих учреждений республики по развитию детского технического творчества, активно участвует в реализации различных республиканских и муниципальных проектов. В 17 творческих объединениях по 8 направлениям интеллектуальной и творческой деятельностью охвачено около 900 детей от 7 до 18 лет. За последние три года около 200 воспитанников учреждения участвовали в конкурсах и соревнованиях разного уровня, из них более 70 процентов стали победителями и призерами. К примеру, в 2011 году стали призерами Международного проекта «IT-прорыв» (категория «IT-интерес»), в 2010 году - VII Всероссийского конкурса детского творчества по пожарной безопасности, 2009 - Открытого Чемпионата и Первенства Приволжского федерального округа по борьбе панкратион и др.
Дворец детского (юношеского) творчества города Чебоксары – одно из старейших учреждений дополнительного образования для детей (создано в июле 1936 года) является республиканским Центром по развитию детского движения. В 85 творческих объединениях по 10 направлениям занимаются более 4,7 тыс. детей.
В 2010-2011 учебном году воспитанники дворца участвовали в более чем 360 мероприятиях, 547 воспитанников стали победителями и призерами различных конкурсов. Педагоги дворца – ежегодные лауреаты и призеры всероссийских конкурсов. Так, в 2011 году О.Герун заняла 2 место в 8-ом Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», С.Федотов – лауреат Конкурса на Государственную премию Правительства России «Душа России» и др.
На базе дворца реализуется экспериментальный проект по профильному обучению школьников и привлечению детей и подростков к профилактике наркомании и асоциального поведения «Детская полицейская академия».
СПРАВОЧНО. Ежегодно, начиная с 2006 года, в республике присуждаются денежные поощрения 30 лучшим педагогическим работникам и 20 образовательным учреждениям, реализующим инновационные образовательные программы. На поддержку лучших в 2011 году из республиканского бюджета выделено 4,6 млн. рублей.
В этом году в конкурсе участвовало 85 педагогов системы дошкольного и дополнительного образования детей и 72 образовательных учреждения.
Конкурсные материалы анализировали независимые эксперты, представляющие такие общественные организации, как «Чувашский республиканский совет женщин», Чувашский национальный конгресс, Чувашская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки, Чувашское отделение союза пенсионеров России и др.
При отборе образовательных учреждений особое внимание уделялось использованию инновационных образовательных программ, созданию условий для сохранения здоровья обучающихся, мнению родителей и др.