Сделать правильный выбор. Только ли инженеры нужны стране?
При оценке количества , необходимых для экономики страны специалистов в Минобразования учитывали спрос компаний на специалистов, сценарий макроэкономического прогноза, делали анализ соответствующих опросов, изучали стратегии развития крупных корпораций и отраслей экономики и вот что выяснили.
На протяжении нескольких лет стабильно высок спрос на такие специальности и направления, как экономика управления, гуманитарные науки, образование и педагогика. Желание абитуриентов поступить на перечисленные направления крайне слабо подкрепляется реальным спросом на специалистов в этих областях. Поэтому последние годы происходит последовательное снижение бюджетного приема на эти направления, многие выпускники с невостребованными рынком профессиями скорее всего не найдут работу по специальности.
В нынешнем году увеличивается число бюджетных мест по специальностям: информатика, информационные технологии, информационная безопасность, автоматизация. Прием на них вырос почти в два раза за последние семь лет. По ряду инженерных специальностей в 2011 году количество бюджетных мест увеличится на 9-18%. Но нельзя сказать, что все выпускники инженерных специальностей обеспечены работой. Количество выпускников значительно превышает потребности экономики и число соответствующих вакансий на рынке труда. Поэтому проблема, скорее, не в увеличении количества бюджетных мест на том или другом направлении. Вузы готовят специалистов больше, чем нужно экономике. И так будет в ближайшие пять-шесть лет. Проблема — в повышении качества подготовки.
С прошлого года Минобразования России начало концентрировать дополнительные ресурсы, чтобы повысить качество подготовки по более сложным специальностям, прежде всего инженерным. В минувшем декабре было принято решение о распределении 2,8 миллиарда рублей. Эти деньги пойдут на то, чтобы поднять качество подготовки специалистов, которые нужны для модернизации экономики страны. Речь идет о пяти направлениях: атомная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, космос и телекоммуникации, энергетика и энергоэффективность, фармацевтика и медицинская техника. Это приоритетные направления модернизации, качество подготовки в настоящее время важнее, чем немедленное увеличение выпуска специалистов.