14:19 Системе образования необходимо применять комплексный психолого-педагогического подход в работе специалистов сопровождения
23 марта 2011г. завершила свою работу Межрегиональная научно-практическая конференция «Комплексное психолого-педагогическое и медико-социально-правовое сопровождение в образовании: интеграция науки и практики».
Организаторами конференции были:
В работе научно-практической конференции приняли участие руководители органов управления образованием и специалисты, курирующие, работу психологических служб; руководители образовательных учреждений; педагоги-психологи; социальные педагоги; учителя-логопеды и учителя-дефектологи; преподаватели профильных вузов и ССУЗов из городов Пенза, Йошкар-Ола, Чебоксары и др.
Основной целью конференции являлась консолидация деятельности специалистов комплексного психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения для решения актуальных задач развития общего и профессионального образования в условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
На конференции обсуждался широкий спектр проблем, касающихся миссии практической психологии в современном обществе. Отмечалось, что психология играет всё более существенную роль в создании духовной консолидации и климата доверия, в формировании гражданской идентичности личности, в помощи человеку и семье при критических жизненных ситуациях. Она важна в обучении и воспитании подрастающего поколения, в профилактике психического здоровья, уменьшении риска возникновения социальных и межличностных конфликтов.
Профессиональным сообществом специалистов психолого-педагогического сопровождения, в частности, обсуждались вопросы организации:
- взаимодействия образовательных учреждений с ППМСС-центрами;
- специальной помощи детям с проблемами социальной адаптации;
- профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов системы сопровождения.
Участниками конференции анализировались способы реализации актуальных задач в области:
· психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения развития детей в условиях новой школы;
· деятельности специалистов сопровождения на дошкольной ступени образования;
· психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Большой интерес у специалистов сопровождения вызвали следующие направления работы конференции:
· психологическая служба в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования;
· формирование психолого-социальной компетентности педагогов общего образования.
Участники признали необходимость применения комплексного психолого-педагогического подхода в работе специалистов сопровождения в системе образования и обратили внимание на недостаточное взаимодействие науки и практики в области психологии образования.
На пленарном заседании участники конференции с неподдельным интересом выслушали доклады ученых:
об актуальных направлениях исследований в области возрастной и педагогической психологии – Барановой Э.А. , доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой возрастной и специальной психологии ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»;
о моделях психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса на дошкольной ступени образования - Романовой И.В., кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой педагогики и психологии развития личности ГОУ «ЧРИО»;
по интеграции науки и практики в психологическом обеспечении дошкольного и школьного образования - Ефимовой Н.Н. , кандидата психологических наук, доцента кафедры психолого-педагогического образования и дефектологии ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова», Чебоксарский филиал, Председателя Чувашского регионального отделения ООО «Федерация психологов образования России»;
о психологическом сопровождении учащихся в переходные и кризисные периоды - Славутской Е.В., кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии развития личности ГОУ «Чувашский республиканский институт образования», доцента кафедры психологии и социальной педагогики ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Выступления руководителей РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» МО и МП ЧР Осиповой Е.Ю. и МОУ «ЦПМСС «Содружество» г. Чебоксары Удиной Т.Н. были посвящены содержанию работы специалистов комплексного психолого-медико-социального сопровождения в образовании Чувашской Республики.
После пленарного заседания участники Конференции разошлись для дальнейшей работы по секциям. В соответствии с направлениями работы Конференции были проведены мастер-классы.
Работа Конференции завершилась Круглым столом на тему «Актуальные задачи комплексного психолого-медико-социального сопровождения общего и профессионального образования». Участники Круглого стола отметили, что одной из перспективных задач, стоящих перед исследователями и практиками является поддержка одаренности и таланта на ранних этапах развития ребенка. В свете этого необходимо своевременное выявление неуспешных одаренных школьников, имеющих высокие способности и одновременно проявления диссинхронии развития.
Участники Конференции подчеркнули, что для успешной реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и в соответствии с ФГОС начального общего образования, предусматривающими формирование надпредметных и личностных компетенций, необходимо активно развивать и совершенствовать различные виды деятельности специалистов психологического профиля в сопровождении всех участников образовательного процесса.
По итогам работы конференции было принято следующее решение:
1. Изменить и дополнить действующую нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Службы практической психологии в системе образования Чувашской Республики, отразив идею реализации комплексного психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения в образовании.
2. Выйти с предложением в адрес Минобразования Чувашии о создании научно-методического совета по комплексному психолого-педагогическому и медико-социально-правовому сопровождению в образовании для эффективного решения задач интеграции науки и практики.
3. Создать нормативно-правовую базу для осуществления экстернальной и интернальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Рекомендовать образовательным учреждениям, осуществляющим повышение квалификации специалистов сопровождения, разработать программы по актуальной для практических работников тематике:
«Работа с одаренными детьми», «Психолого-медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ», «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе педагога-психолога», «Работа с приёмными семьями», «Интерактивные технологии в работе специалистов сопровождения», «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуализации образования школьников и студентов», «Психологическое сопровождение педагогов на этапе перехода к ФГОС», «Организация психологического мониторинга качества обучения», «Формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов, руководителей ОУ», «Супервизия по психологическому консультированию в условиях НПО, СПО, ВУЗов», «Реализация личностно-ориентированного подхода в учреждениях средне-специального и высшего профессионального образования».
5. Включить в программы повышения квалификации педагогических кадров обязательные учебные модули по практическим методам работы педагога с детьми на основе возрастного, гендерного, этнопсихологического подхода, а также по психолого-педагогическим технологиям работы с детьми, имеющими особенности в развитии и здоровье (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети с СДВГ, леворукие и т.д.).
6. Сформировать единую кадровую базу психологов в образовании Чувашии с указанием ведущих направлений деятельности с целью возможности кооперации их по интересующим проблемам, обмена опытом, создания творческих групп.
7. Создать web-страницу на сайте ЧРИО для размещения методических материалов специалистов сопровождения и научных разработок прикладного значения.
8. Совершенствовать институт наставничества в образовательных учреждениях на базе действующих методических объединений для поддержки молодых специалистов сопровождения.
9. Организовать поиск новых форм работы специалистов сопровождения с детьми, находящимися вне поля образовательного пространства.
10. Открыть форум на сайте ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии для обсуждения вопросов интеграции науки и практики в области комплексного психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения в образовании.