08:19 Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: от идеи до реализации
17 февраля в МОУ «СОШ №3» г. Шумерля состоялся Республиканский практико-ориентированный семинар по апробации модели «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».
В работе семинара приняли участие 47 директоров, заместителей директоров и учителей школ Республики. Обширна была и география участников – представители 6 городов: Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Канаш, Ядрин, Цивильск и 12 районов Чувашии.
Открыла семинар начальник отдела образования города Шумерли Курмаева О.Ф., она приветствовала гостей и предоставила слово начальнику отдела развития общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Михайлову Андрею Петровичу. Андрей Петрович в своем выступлении определил шесть главных направлений развития образования в свете президентской программы «Наша новая школа»: переход на новые образовательные стандарты, развитие инфраструктуры и самостоятельности школ, развитие системы поддержки талантливых детей, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и укрепление здоровья школьников.
Затем перед участниками семинара выступил Дмитриев Алексей Геннадьевич – руководитель Республиканского центра дистанционного образования детей инвалидов, он рассказал о деятельности центра и о возможностях которые получат школы, получив АРМ ученика для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Яргунин Сергей Валерьевич, директор МОУ «СОШ №3», глава города Шумерли, рассказал собравшимся об образовательном пространстве школы и условиях, которые способствовали созданию на базе школы республиканской экспериментальной площадки ««Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».
Работа семинара проходила по модульной схеме. Организационно-педагогический модуль представили Голованова Е.Н., заместитель директора по УВР, учитель географии высшей квалификационной категории, которая ознакомила присутствующих с «Механизмом формирования индивидуального учебного плана и использование ресурсов «Живой школы». О работе Республиканской стажерской площадке по дистанционному обучению физики и математике на базе МОУ «СОШ №3» рассказала учитель математики высшей квалификационной категории Зайцева Т.С. Завершила работу первого модуля учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Алексеева Т.А., она поделилась своим опытом в составлении рабочей программы для дистанционного обучения по истории.
Второй модуль составили фрагменты четырех дистанционных уроков. Участникам семинара были предложены фрагменты уроков в он-лайн по русскому языку (Григорьева Е.С.), английскому языку (Романова Е.В.), физике (Скороходова Г.Г.) и литературе (Муляева М.В.). После уроков педагоги поделились своим опытом в проведении дистанционных уроков в системе skype и ответили на многочисленные вопросы участников семинара.
В третьем модуле педагоги дистанционной школы раскрыли «Мир увлечений» своих учеников.
В качестве обратной связи с родителями и учениками в школе внедрена социальная сеть «Дневник.ru», о которой рассказала Зайцева Т.С. и продемонстрировала ее использование в образовательном процессе как эффективное средство взаимосвязи учителей, обучающихся и их родителей.
Завершил семинар модуль «Консультативная рубрика», где директор МОУ «СОШ №3» Яргунин С.В. и заместитель директора по УВР Голованова Е.Н. провели презентацию материалов из опыта работы по организации дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый присутствующий поучил диск «Теория и практика организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором был обобщен опыт работы педагогов школы в данном направлении. Рецензентами данной работы выступили Осипова Евгения Юрьевна, директор РГОУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, и Анисимов Михаил Владимирович, и. о. заведующего кафедрой новых информационных технологий и математики ГОУ «Чувашский республиканский институт образования».
Все присутствующие на семинаре выразили слова благодарности за возможность познакомиться на практике с новой моделью обучения, отметили слаженную и плодотворную работу педагогического коллектива в данном направлении.
Начальник отдела развития общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Михайлов А.П. дал высокую оценку деятельности и школы и предложил использовать школу в качестве площадки для обучения педагогов республики для обучения работе в дистанционном режиме.
Для справки: Практика обучения детей-инвалидов на дому существовала всегда. Но при этом они были совершенно оторваны от сверстников, общаясь только с посещающими их учителями. Чтобы переломить ситуацию, в столице Чувашии на базе общеобразовательной школы № 59 г. Чебоксары с января 2007 года действует республиканская программа по созданию Школы надомного обучения. Благодаря современным компьютерным технологиям ребята смогли учиться вместе с одноклассниками, присутствуя на уроках виртуально. Для этого в их квартирах на период обучения установлены не только компьютеры, но и принтеры, сканеры, а также WEB-камеры, на экранах которых школьники могут наблюдать за всем, что происходит в классе, и активно участвовать в учебно-воспитательном процессе школы. Вся эта техника была предоставлена бесплатно в рамках Соглашения между Федеральным агентством по образованию и Министерством образования и молодежной политики ЧР о сотрудничестве по реализации федерального проекта «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями». Увидев, что программа дает положительные результаты, этот проект сделали сетевым (создана сеть надомных школ с дистанционной моделью образования) для малых городов Чувашии, включив в данный проект школы городов Канаш, Новочебоксарск и Шумерлю.