Учитель, воспитай ученика. Чтоб было у кого потом учиться…
О настоящем учителе бывшие его ученики вспоминают и годы спустя после последнего звонка и выпускного бала. Особый повод для воспоминаний – у тех, кто сам выбрал профессию педагога. И сделал это благодаря любимому школьному учителю.
ЗВЕЗДА, УКАЗАВШАЯ ПУТЬ
…Мне очень хотелось быстрее пойти в школу, скорее научиться читать, писать, считать. Уже сшито и вышито чувашскими узорами праздничное платье, куплены ботики (они назывались почему-то «прощай, молодость») и учебники сложены в новенькую холщовую сумку, а осень никак не приходит.
Наконец, настал вечер, когда папа с мамой перед сном объявили мне, что завтра – 1 сентября. Моего волнения и радости не передать словами! И вот я в школе! Класс большой, бревна стен толстые, потолок такой высокий… Села я с девочкой с нашей улицы за первую парту. Ждем…
Входит учительница. Такая красавица! Круглолицая, белозубая, волосы заплетены в две косы и закреплены красными лентами за ушами. Лицо такое доброе, глаза лучатся. А голос какой – его хочется слушать, затаив дыхание…
На торжественной линейке мне, как первокласснице, подарили целых два букета цветов. Я очень любила цветы и знала, что такие в поле не растут… Пришла я домой и с порога попросила у мамы стаканы, чтобы цветы в воду поставить (вазы у нас не было, как и у большинства односельчан полвека назад). А потом говорю: «Когда я вырасту, стану учительницей, как Лидия Федоровна!» А мама спрятала улыбку, чтоб меня не обидеть, и отвечает: «Подрастешь – увидим»…
Училась я в школе очень легко, потому что мне было интересно и еще потому что у нас была лучшая в мире Учительница! Как мне хотелось сесть за ее стол, как она, красным карандашом проверять тетради и ставить оценки!.. Это я делала дома: сажала трех сестер и брата за стол и проводила уроки – учила читать, писать, решать задачи.
Свою мечту я осуществила: 1 сентября 1976 года вошла в класс учительницей русского языка и литературы. Тридцать четвертый год каждое утро переступаю порог класса, с улыбкой говорю детям «Здравствуйте!» и вижу в их глазах столько доверия ко мне. Работала я и завучем, и директором школы, но настоящее удовольствие от работы получала всегда только от общения с детьми.
Думаю, такую же радость от встреч с учениками испытывала и моя первая учительница Лидия Федоровна Федорова. Она для меня – путеводная звезда, до которой тянуться и тянуться. Если я как учитель хотя бы для одного ученика стану такой звездочкой, буду считать, что не зря живу на белом свете.
З. НИКИФОРОВА,
учитель Хирпосинской школы
Вурнарского района.
КРУТАЯ ТРОПА И БОЛЬШОЕ СОЛНЦЕ
«Жизнь человеку только раз дается, у всех такая разная судьба: одним – большой простор, большое солнце, другим – крутая узкая тропа». Поэтические строки эти я запомнила навсегда. Потому что прозвучали они при первой встрече с человеком, который стал для меня наставником и кумиром. Это преподаватель русского языка и литературы Василий Никифорович Горшков.
Мне казалось, что он рожден был стать именно Учителем. Но пришлось ему примерить и солдатскую шинель. В войну он ушел на фронт, в 1943 году попал в плен. «Это было самое страшное время в моей жизни, – рассказывал нам Василий Никифорович. – Чего только мы не испытали: голод, холод, унижение, издевательства». Через 4 месяца Горшкову удалось бежать из плена. При побеге его ранило осколком снаряда. Ранение оставило тяжелый след – солдат потерял волосы, остался лысым в 27 лет.
После Победы Василий Никифорович проработал в нашей школе больше сорока лет. Вспоминаю его – всегда по-военному подтянутый, справедливый и внимательный, с уважением относившийся к любому ученику – всех нас он называл на «вы».
Как мы любили, когда наш Учитель, лукаво улыбаясь, специально допускал ошибки в написании слов на доске. И когда мы их находили, он хвалил нас за внимательность. Он так искренне радовался нашим успехам, что каждый старался заслужить похвалу из его уст. А иногда Василий Никифорович так уставал, что задремывал на уроках. Мальчики пытались шуметь, но мы их останавливали, сидели тихо, чтобы не беспокоить Учителя.
…Каждый год накануне Дня Победы я приглашала моего Учителя на уроки Мужества. И каждый раз замечала на его глазах слезы: он не мог спокойно рассказывать о пережитом. А однажды один из моих учеников спросил моего Учителя: «Василий Никифорович, а как вам удалось сохранить волосы? У вас ни единого седого волоска?» «Эти волосы моложе меня на 27 лет», – ответил он и рассказал историю ранения и побега.
Прошло 35 лет со дня окончания школы, но в памяти живы его правдивые глаза, уверенная рука, добрая улыбка. И теперь, когда я сама давно учу детей, изо всех сил стараюсь быть для каждого из них добрым наставником и надежным другом.
О. МИХЕЕВА,
учитель русского языка и литературы
Большеатменьской школы
Красночетайского района.
ОНА ПОМНИЛА НАС ВСЕХ
Первый класс, первый учитель – Вера Константиновна Шепелева. Я до сих пор помню ее добрые глаза, голос, костюм, в котором впервые увидела ее. Наша учительница жила в другой деревне, от которой до школы не было дороги. И в дождь и в холод она проделывала каждый день к нам неблизкий путь. Хотя уже в то время была на пенсии.
Вера Константиновна прожила нелегкую жизнь. Тяжелые годы войны, трудности послевоенных лет – все это она вынесла на своих плечах. Но я никогда не слышала, чтобы она повышала голос, кричала на учеников. Как мы радовались каждой встрече с ней! Помню, как однажды зимой собрались мы у школы пораньше и пошли встречать Веру Константиновну, протаптывая тропинку в снегу для нашей учительницы.
Когда мы учились в 10 классе, нас послали помогать колхозу в уборке соломы. Поле, на котором мы работали, находилось недалеко от деревни, где жила Вера Константиновна. В поле на небольшом кургане, огороженном забором, росла одинокая сосна. Рядом с ней мы заметили женщину, убиравшую засохшую траву. Это была Вера Константиновна.
Мы с ребятами подошли к учительнице, поздоровались с ней. За эти годы, конечно, мы подросли и думали, что она нас даже не помнит. Когда она стала называть наши фамилии, нашему изумлению не было предела.
Вера Константиновна была такая же милая, родная. Только волосы были совсем белые. Она пришла прибраться на могилу своего тестя: по завещанию его похоронили не на кладбище, а на земле, где когда-то большая семья Шепелевых растила хлеб. Об этом нам рассказала тогда Вера Константиновна.
К сожалению, это была последняя наша встреча.
Ход времени нельзя остановить. Уходят дорогие нам люди, но остаются на земле их дела. Из 12 учеников нашего класса трое выбрали профессию учителя – трудную, но самую интересную и благородную. В том числе и я. Вопрос «Кем быть?» я решила для себя еще в пятом классе. И в этом, несомненно, заслуга моей первой Учительницы.
Ю. ИЛЬИНА,
учитель русского языка и литературы
Большевыльской школы
Аликовского района.