Рассматриваем законопроект в области послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям
Подготовка творческо-исполнительских и педагогических кадров в вузах искусств специфична. Совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, научное осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством.
Для подготовки квалифицированных кадров по исполнительским и педагогическим специальностям в сфере культуры и искусства в 1968 году постановлением Минвуза СССР и Минкультуры СССР было введено понятие «ассистент-стажер». Ассистентуры-стажировки действовали в вузах искусств в рамках аспирантуры, и ассистент-стажер по статусу ничем не отличался от аспиранта.
Особенность послевузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства определялась тем, что от аспирантов до 1968 года, а позднее – от ассистентов-стажеров не требовалось написание диссертации, поскольку искусство – особая, художественно-творческая сфера человеческой деятельности и образование в ней не может опираться только на науку, а следовательно, и послевузовское профессиональное образование не обязательно должно завершиться защитой диссертации.
При разработке законодательной базы послевузовского образования эти обстоятельства не были учтены, и ассистентуры-стажировки оказались вне правового поля.
Для сохранения системы послевузовского образования в сфере культуры и искусства для бывших ассистентов-стажеров был установлен новый статус. Эта категория обучающихся в вузах искусств названа аспирантами по творческо-исполнительским специальностям в области искусства (Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814).
Введение статуса аспирантов, обучающихся по творческо-исполнительским специальностям, было важным шагом, поскольку позволило сохранить систему послевузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Однако легитимность этого решения ставится под сомнение.
С одной стороны, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что «аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание степени кандидата наук». С другой, упомянутым приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации определено, что аспиранты по творческо-исполнительским специальностям подготавливают итоговую работу по соответствующему профилю, то есть без защиты диссертации.
Для законодательного закрепления этого положения законопроектом предлагается вернуться к термину «ассистентура-стажировка» - форме послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства, успешно применявшейся ранее.
При этом формы обучения в ассистентуре-стажировке и перечень творческо-исполнительских специальностей, по которым будет проходить обучение определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
Законопроектом предлагается распространить на ассистентов-стажеров те же льготы, которые предусмотрены Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для аспирантов.