Судьба учителя
В семье моего прадеда, уроженца деревни Синьял-Покровское Чебоксарского района Никиты Степановича Суркова, было семеро детей.
Средний сын Иван получил образование в Казанской учительской семинарии, потом работал в Яльчикской школе. Мой дед, Василий Никитич, и мама, Ольга Васильевна (она тоже работала учительницей), рассказывали, что Иван женился на учительнице родом из тех же мест, у них родилась дочь. Но в целом о его судьбе в нашей семье знают совсем мало. Последняя, известная нам страничка биографии относится к весне 1919 года. Шла Гражданская война, армия Колчака рвалась к Казани и Симбирску. Прошлись белогвардейцы и по южным районам Чувашии. Тогда-то, по рассказам односельчан, они и забрали с собой Ивана.
О дальнейшей его участи нам ничего не известно. Как и о судьбе самых близких Ивану Никитичу людей. В ответ на наш запрос о супруге и дочери в местном архиве сообщили, что они переехали жить в Москву.
Казалось, оборвалась ниточка. Но совсем недавно нам передали три любопытные фотографии. Долгие годы они хранились у друга Ивана Никитича – тоже учителя П.А. Ефремова, а когда его не стало, снимки отправили нашим родственникам. И теперь они нашли место в нашем семейном фотоархиве. Оказывается, фотографии могут о многом рассказать.
Супруги Сурковы в октябре 1911 года были в Казани – об этом говорит надпись на одной из фотографий. Есть еще один снимок, где Иван Никитич стоит в военной форме, датируется он январем 1915 года. Так что мы с уверенностью можем сказать, что он участвовал в Первой мировой войне. Это подтверждает и надпись на фотографии, обращенная к другу Ефремову: «В постигшем нас общем испытании… возобновим былую дружбу, дорогой Памфил Афанасьевич».
Конечно, это было очень давно. Но, может быть, кто-нибудь слышал эту историю, кто-то видел фотографии этой симпатичной пары? На снимках Сурковы такие молодые, интеллигентные, спокойно-величавые. Прошу откликнуться. Телефон в редакции.
Т. Верендеева, г. Чебоксары