14:51 Гуманизация общественного сознания – важнейший ресурс социально-экономической модернизации страны
Для реализации Послания Президента Чувашии Н. Федорова «Чувашия из будущего и для будущего» в издательстве Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова издана книга академика Российской академии образования Л. Куракова «Гуманизация общественного сознания – важнейший ресурс социально-экономической модернизации страны».
Автор монографии обоснованно показывает, как необходимы в современных условиях для модернизации экономики страны гуманизация общественного сознания, соблюдение норм морали и нравственности, сохранение традиционных и религиозных ценностей. В книге раскрывается роль гуманитарных знаний в формировании общественного мировоззрения специалистов, их гражданской позиции. Значительное место отведено теме конвергенции философской и религиозной культуры, анализу произведений русских философов первой половины ХХ века.
Как отмечает в предисловии к новой книге вице-президент Российской академии образования академик Д.Фельдштейн, президент Чувашского госуниверситета не впервые обращается к теме масштабных изменений, происходящих в России, их последствий, отражающихся в общественном сознании. В центре его внимания всегда находится анализ причин, порождающих негативные процессы в экономической и социальной жизни общества. При этом он постоянно подчеркивает решающее влияние духовной сферы на состояние и развитие материального производства.
Образовательные и нравственно-духовные проблемы, связанные с гуманизацией общественного сознания, затронуты Л. Кураковым еще в 2003 году в фундаментальном труде «Россия ХХ1 век: контуры нового мировосприятия». Эта монография вышла в московском издательстве «Вуз и школа», позже переведена на несколько иностранных языков. Новая работа академика освещает не только сложные экономические проблемы. Автор прежде всего обращается к теме философского, мировоззренческого плана, к вопросу о нравственном здоровье общества, воспитании гуманистических взглядов и убеждений, защите традиционных и религиозных ценностей, развитии гуманитарного образования.
В книге Л. Куракова убедительно доказывается необходимость в образовательных учреждениях воспитывать в первую очередь личность, учить студентов в любых, даже самых сложных ситуациях оставаться отзывчивыми людьми, а не только быть хорошими специалистами. Без привития обучаемому таких качеств, как совесть, трудолюбие, доброта – тех, на которых зиждется жизнь народа, которые являются его ценностями, в любой профессии невозможно добиться хороших результатов.
Во введении книги Л.Кураков пишет: «Человечество становится все умнее и цивилизованнее как в усовершенствовании себя, так и в развитии производительных сил, но по-прежнему постоянно проявляется агрессивность, ведутся ожесточенные войны. Гениальные умы создают величайшие произведения искусства, совершают великие научные открытия и вместе с тем постоянно развивающееся производство загрязняет окружающую среду. Трудно утверждать, что достигнута гармония людей с природой и друг с другом. Зло и добро находятся в постоянном противоборстве: моральная распущенность, интриги и происки, доносы и клевета, равнодушие к чужому горю, ненависть, недопустимо равнодушное отношение к человеческой жизни, зависть, неизменные побуждения, жестокость, коварство, алчность, корпоративный эгоизм, коррупция – это далеко не полный перечень отрицательных сторон образа людей, которых не становится меньше, несмотря на развитие цивилизации.
Человек забывает, что он приходит в мир для того, чтобы творить добро, а за сотворение зла неизменно наступает расплата».
Эти ключевые мысли академика красной нитью проходят через все главы фундаментальной книги: «Экономика переходного периода: возникновение, становление, развитие, современное состояние», «Экономическая и духовная сферы жизни общества: их взаимосвязь и взаимозависимость», «Развитие гуманитарного образования в контексте гуманизации общественного сознания», «Совершенствование философского образования – веление времени», «Интеллигенция, ее роль в формировании общественного мировоззрения», «Конвергенция философской и религиозной мысли», «Этнопсихологические черты народа и решение задачи гуманизации общественного сознания», «Многонациональный народ и гуманизация межэтнических отношений», «Западные ценности и менталитет народов России», «Объективная необходимость совершенствования социальной политики государства».
В послесловии к книге чувашского ученого научный редактор издания, заслуженный юрист Российской Федерации Б.Амосов отмечает, что «Л.Кураков входит в число тех российских ученых, которые твердо убеждены в основополагающем значении для социально-экономического развития ресурса в форме нравственности. Опираться на это ресурс необходимо в решении проблем, связанных с возрождением страны».