Из выступления Н.Федорова на открытии Года учителя
Хисеплĕ ĕçтешсем, хаклă ентешĕмĕрсем!
Уважаемые коллеги, дорогие соотечественники!
Символично, что официальное открытие Года учителя в Чувашии идет параллельно с работой Совета по реализации приоритетных национальных проектов. Несмотря на безусловную ценность каждого из них, национальный проект по образованию я ставлю на первое место. Ведь все начинается от воспитания и знаний, которые предопределяют как успешное развитие экономики, конкурентоспособности республики, так и рост благосостояния людей и их самочувствие. Очень просто и убедительно об этом сказал Николай Рерих: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но Учитель может совершить больше, чем завоеватель и государственные главы. Учителя могут создавать новое воображение и раскрывать творческие силы на благо человечества».
За прошедшие годы возможности школ республики серьезно возросли. Думаю, ни один учитель не станет отрицать того, что самое главное достижение – это создание современной инфраструктуры образования с достойными условиями и для работы, и для учебы.
Создавать комфортные условия в школах республики мы начали еще с середины 90-х годов, приняв свою президентскую программу «Новая школа». Может быть, поэтому доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям (по оснащенности новым учебным оборудованием, укомплектованности квалифицированными кадрами и соответствию требованиям строительных и санитарных норм), в Чувашии значительно выше, чем в целом по России. В нашей республике она составляет более 92 процентов, в России - 60 процентов. Думаю, не случайно федеральный Министр Андрей Фурсенко так любит Чувашию: за 3 месяца 2 раза побывал в гостях.
Инфраструктура образования сегодня - это современные школьные здания (за последнее десятилетие их построено более 150). Это современный дизайн учебных кабинетов, здоровьесберегающая среда, новая регулируемая мебель. Это новейшее высокотехнологичное учебное оборудование: цифровые микроскопы, мобильные тренажеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, безграничные возможности Интернета для каждой школы. Это просторные спортивные залы и школьные стадионы. Это школьные автобусы, которые ежедневно подвозят к базовым школам более 13 тысяч детей почти из тысячи деревень.
Посмотрите, как много изменений произошло в жизни школы! Но никакая самая современная инфраструктура, насыщенная информационная образовательная среда не заменят Учителя, его общения с ребенком. Год учителя – это не дань моде, не просто красивая идея, а повод для всего общества усилить внимание к школе, к учителю. И дополнительный стимул для государства, бизнеса, меценатов инвестировать в развитие образования.
Но Год учителя для нас очень кстати как для уточнения стратегических образовательных ориентиров, так и анализа результатов деятельности каждой школы, каждого педагога.
Главное, что нам предстоит решать в Год учителя, – это и дальше развивать творческий и профессиональный потенциал педагога, укреплять его авторитет и повышать социальный статус в обществе. А возможностей у нас для этого достаточно.
В последние годы мы активно модернизировали систему повышения квалификации, вводили инновационную модель аттестации, создавали целенаправленную систему поддержки лидеров через участие в различных конкурсах, проектах. И, самое главное, поэтапно, более чем на 30 процентов ежегодно, повышали заработную плату учителей. В 2007 году была поставлена задача вдвое увеличить заработную плату учителей к концу 2009 года. Мы справились с этим.
В декабре прошлого года средняя зарплата учителя достигла 12632 рублей, это выше на 12 процентов средней зарплаты по экономике в республике. Это стало возможным благодаря введению новой дифференцированной системы оплаты труда, при которой заработная плата зависит от качества и результативности работы. Даже несмотря на то, что бюджетные возможности не всегда так хороши, как нам того хотелось бы, мы эту работу обязательно продолжим.
Несомненно, будет выполнена и задача по выравниванию оплаты труда учителей начальных классов. Схемы поддержки в рамках нацпроекта тоже будут сохранены: классным руководителям, лучшим учителям, молодым талантам.
В прошлом году мы в республике разработали и реализовали еще один проект поддержки инновационных школ под названием «Образовательная инициатива». В Год учителя считаю целесообразным продолжить этот конкурс и выделить на него дополнительные средства в объеме 6,0 млн. рублей. Считаю, что особого внимания заслуживают и личные достижения учителей. Поэтому, дополнительно к уже имеющимся мерам поддержки, я решил учредить еще 200 премий в размере 50 тысяч рублей каждая для лучших учителей республики. Надеюсь, что эти 16 млн. рублей станут еще одной не лишней мотивацией к высокорезультативному труду.
И все же повышение социального статуса учителя не может произойти только через принятие законодательных актов и повышение заработной платы. С появлением реальных возможностей для творчества и профессионального роста учитель должен сам сформировать свою образовательную среду, свою персональную мастерскую – под те образовательные результаты, которые он должен обеспечить.
Работать предстоит с удвоенной силой, еще ответственнее, еще качественнее. Только так мы сможем подготовить новое поколение молодежи к активной жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А формула успеха и личного, и для страны для нас, живущих в Чувашии, вам известна: это современные знания, вдохновенный труд и деятельная любовь к Родине.
Уважаемые учителя! Помните, что вы очень нужны и обществу, и государству, а общество и государство будут и дальше создавать условия, направленные на развитие школьного образования и повышение статуса педагога.
Желаю, чтобы учащиеся постоянно подтверждали признание вашей роли отличными знаниями, успешной профессиональной карьерой и счастливой семейной жизнью.
Член нашего Совета и министр Чернова Галина Петровна сегодня с моего разрешения целый день работает на педагогической ассамблее. Сейчас она находится в лицее № 18 г. Новочебоксарска. Я предлагаю послушать ее первой в рамках заседания Совета по реализации приоритетных национальных проектов.