17:20 Роль учителя в системе формирования духовности российского общества
27 января 2010 года в рамках мероприятий по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова «Чувашия из будущего и для будущего» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Роль учителя в системе формирования духовности российского общества». Цель конференции – обобщение теории и практики духовного воспитания школьников.
В конференции приняли участие преподаватели вузов из Санкт-Петербурга, Москвы, Набережных Челнов, Тулы, Саратова и др., преподаватели колледжей, докторанты, аспиранты, учителя сельских и городских школ, работники органов управления, выпускники, лица, интересующиеся теорией и практикой духовного формирования личности.
На пленарном заседании выступили: декан психолого-педагогического факультета Руссков Станислав Пименович, зам.декана по научной работе Григорьева Стелла Георгиевна, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии Михайлов Станислав Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, зам. директора НИИЭ Кузнецова Людмила Васильевна, аспирант кафедры теории и методики музыки Игнатьева Светлана Геннадьевна, учитель высшей категории Максимова Ольга Вениаминовна МОУ «Ишлейская СОШ» Чебоксарского района.
На секциях прошло обсуждение следующих проблем:
• духовность как выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других»;
• объективная полезность духовной деятельности человека;
• духовность как важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования;
• формирование духовных потребностей личности как важнейшая задача воспитания;
• духовное развитие − процесс обогащения духовной культуры человека и общества;
• формирование идеалов духовной культуры у учащейся молодежи;
• роль учителя, преподавателя, воспитателя в формировании духовности личности;
• СМИ в системе формирования духовности школьников;
• использование потенциала учебных дисциплин в формировании духовной культуры школьников и студентов;
• традиции и новаторство в использовании средств духовного развития;
• приобщение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями в процессе образования и самовоспитания;
• показатели развития культуры молодежи в современном обществе и др.
По завершению работ секций был проведен круглый стол, на котором были подведены итоги конференции. Участники конференции обратились к учителям Чувашии и России с призванием направить все свои теоретические и практические знания и умения на качественные изменения образования для воспитания здоровых физически, интеллектуально и морально, духовно сформированных личностей.
Результатами исследований и обобщений можно ознакомиться в опубликованных материалах конференции.