Депутаты подготовили пакет законодательных изменений, касающихся деятельности научных организаций
В ноябре 2009 года в Государственную Думу был внесен пакет законопроектов, касающихся изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке).
Законопроект № 280859-5 «О внесении дополнения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» вводит в Закон о науке статью 5.1 «Государственный сектор науки». В ней определен субъектный состав государственного сектора науки на основе принадлежности имущества научных организаций к государственной собственности. Исходя из этого принципа, государственный сектор науки должны составить: научные организации, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти и иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных академий наук и государственных корпораций, организации, наделенные статусом «государственный научный центр Российской Федерации», а также университеты.
Также новая статья определяет основные направления деятельности организаций государственного сектора науки. В частности, к ним отнесена деятельность, направленная на генерацию новых знаний и технологий в целях развития общества и экономики; проведение фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, общественных и гуманитарных наук; разработка прогнозов научно-технологического развития страны и проч.
Кроме того, в статье содержится закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться научные организации государственного сектора науки.
В статье отдельно указывается, что приватизация государственного имущества научных организаций государственного сектора науки осуществляется в особом порядке, устанавливаемом федеральным законом.
Законопроект № 280839-5 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» уточняет понятие «научная организация», с целью отражения специфических особенностей научной организации и установления качественных и количественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям.
Законопроектом предлагается установить следующие обязательные требования к научным организациям: наличие учёного (научного и научно-технического) совета в организационной структуре в качестве одного из органов управления научной организации; объём выполняемой научной и (или) научно-технической деятельности, включая научные и (или) научно-технические услуги, должен составлять не менее пятидесяти процентов от общего объёма выполняемых организацией работ.
Кроме того, одним из определяющих требований, характеризующих деятельность научной организации, является подготовка научных работников. Законопроектом также предлагается установить требования к составу учёного (научного и научно-технического) совета научной организации.
Законопроект № 280853-5 «О внесении изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» направлен на обеспечение комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации.
Законопроектом уточняются положения статьи 5 Закона о науке с целью закрепления в законодательстве особого статуса научной организации – «государственный научный центр Российской Федерации» (далее – ГНЦ РФ), уточнения содержания этого понятия, закрепления в законодательстве положений о государственной поддержке ГНЦ РФ и других особенностей их правового положения. Помимо уточнения перечня квалификационных признаков законопроект направлен на решение вопроса о правовых последствиях присвоения научной организации статуса ГНЦ РФ и мерах их государственной поддержки.
Необходимо отметить, что 20 ноября Госдума приняла во втором чтении законопроект № 206644-5 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», внесенный Правительством Российской Федерации.
Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 5 Закон о науке статус ГНЦ РФ может присваиваться Правительством Российской Федерации научной организации, отвечающей определенным требованиям и находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук и ее региональных отделений. Согласно новой редакции статьи статус государственного научного центра может присваиваться любой научной организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Основанием для внесения данных изменений послужило, в частности, нарастание темпов процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, возрастание роли акционерных обществ, вносящих существенный вклад в реализацию критических технологий Российской Федерации.
По материалам сайта (http://www.mostpp.ru)