Послание Президента Чувашии - национальная доктрина для консолидации жителей по достижению качественно нового уровня развития республики
30 декабря в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии под руководством заместителей председателя Кабинета Министра Чувашской Республики - министра сельского хозяйства М.В. Игнатьева, министра промышленности и энергетики Ю.П. Волошина и министра образования и молодежной политики Г.П. Черновой состоялось заседание экспертной группы по обсуждению проекта Плана действий, направленных на изучение и реализацию Послания Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Чувашия из будущего и для будущего».
На встрече присутствовали представители органов исполнительной власти Чувашской Республики, научно-педагогического сообщества и журналисты.
Заседание открыл заместитель председателя Кабинета Министра Чувашской Республики - министр сельского хозяйства М.В. Игнатьев, который отметил масштабность задач, озвученных в Послании и необходимость выработки согласованных действий всех органов государственной власти, местного самоуправления, представителей науки, образования, реального сектора экономики и гражданского общества.
В ходе обсуждения члены экспертной группы высказали предложения по созданию организационных, информационно-методических условий для пропаганды идей, заложенных в Послании. Члены экспертной группы активно обсуждали положения Послания по формированию инновационного мышления, необходимости изменения структуры подготовки кадров для инновационной экономики, развитию био-нано-когно-технологий. По словам Ю.П. Волошина, условия для этого есть, поскольку «… республика одна из 6 регионов России, которая получила право сертифицировать нанопродукцию». Ректоры вузов отметили необходимость изменения форм работы с молодежью, вовлечения ее в научно-исследовательскую деятельность. Председатель Госкомсвязи Чувашии С.А. Захаров высказал мнение о необходимости внедрения конвергентных технологий в обучение.
Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Г.П. Чернова сообщила о том, что для изучения Послания уже в январе 2010 года будут организованы видеоконференции в он-лайн режиме, широкое обсуждение на форуме интернет-портала «Образование Чувашии», выезды мобильных групп лекторов во все районы республики, проведение интерактивных уроков в сети Интернет с участием представителей науки, реального сектора экономики, гражданского общества и др.
По итогам работы экспертной группы были внесены дополнения в проект Плана действий по изучению и реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики в 2009 году «Чувашия из будущего и для будущего» как концептуальной основы социально-экономического и духовно-нравственного развития общества, разработанного Минобразования Чувашии. Проект плана рекомендован к исполнению органам государственной власти, местного самоуправления, научно-педагогическому сообществу и организациям в Чувашской Республике.
Из выступления директора Аликовской средней школы В.К. Волкова:
"Послание Президента Чувашии Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год "Чувашия из будущего и для будущего" активно обсуждается в педагогическом коллективе Аликовской школы. Мы восприняли его как чётко сформулированную национальную доктрину, идею, которая способна консолидировать наш народ для достижения качественно нового уровня развития, подготовить условия для строительства основ постиндустриального общества в Чувашии.
За спиной у нас множество программ, проектов, реформ, успешно реализованных в образовании, здравоохранении, экономике, политике. Но ни одна реализованная ранее программа не носила такого комплексного характера. В своём послании Президент Н.В. Фёдоров предлагает нам провести не какую - то отдельную реформу, а выдвигает национальную доктрину, которую мы должны принять, осознать, подхватить уже сегодня для того, чтобы Чувашия могла быть процветающей и конкурентоспособной завтра.
История свидетельствует, что все великие реформы проводятся не «сверху», а «снизу». И задачу учительства Чувашии мы видим в том, чтобы все свои силы отдать прежде всего реформе моральной, формированию совершенно новой ментальности. Перед нами поставлены сложные задачи, с которыми мы должны справиться. Нам доверены дети. И готовить их к жизни в Чувашии будущего мы должны уже сейчас. Но задача обучения старшего поколения, поставленная в Послании, представляется ещё более сложной. Ведь «учить старших – писать на песке, а учить детей – писать по камню». С задачей достижения тотальной компьютерной грамотности мы справимся, но сможем ли добиться тотальной образованности? Научимся ли «думать по-зеленому», рационально мыслить и работать, осваивать новые технологии и не только осваивать, но и производить их? Думаю, что должны суметь во имя будущего нашего народа и наших детей".
Из выступления председателя ассоциации директоров школ Чувашской Республики, директора Гимназии № 5 г.Чебоксары И.В.Исаевой:
В Послании Николая Васильевича Фёдорова обозначен стратегический шаг на прорыв республики в приоритетных направлениях, сделана заявка на развитие новых предприятий нового поколения. А за любой стратегией стоит дело. Что делать среднему образованию в рамках Послания?
Конечно же, продолжать взращивать человека с новым мышлением, а именно: проектным, исследовательским, аналитическим, человека с гражданской позицией, инициативного. Президент похвалил среднее образование в Послании, но ведь этому способствовала программа «Новая школа», в которую с трудом верилось. За десятилетие реализовано огромное количество проектов, школы научились жить в конкуренции за каждого ребёнка, анализировать свою деятельность, чувствовать ответственность за качество образования перед обществом. Именно из программы «Новая школа» зародилась новая образовательная среда в школах республики, где сегодня взращивается интеллектуальная молодёжь, которая зарекомендовала себя в ведущих вузах России. Ребята уезжают, и мало кто возвращается, а для реализации направлений, названных Президентом, просто необходим человеческий ресурс, нужны люди нового поколения, гибкие, мобильные, инициативные. Ребята готовы оставаться в любимой республике и не маяться по общежитиям в чужих городах, но их интеллектуальный ресурс, полученный в школах «ищет пищу для ума».
Поэтому настало время высших учебных заведений республики в создании качественной альтернативы российским вузам, чтобы наши ученики уже сейчас со школьной скамьи видели научные лаборатории республиканских вузов, их исследовательские инициативы сопровождались нашими профессорами, совместная работа директоров школ и ректоров вузов ставила приоритетом формирование не только теоретических знаний, но и практико-ориентированного мышления. Любые изменения не бывают быстрыми.
В республике ведётся учёт одарённых детей, обучающихся вне республики, на технических, химических, биологических факультетах. Может министерству промышленности совместно с Министерством образования продумать кадровую программу для наших выпускников и нынешних студентов российских вузов, которые могли бы способствовать реализации инициатив Президента?