11:00 Программа обеспечит высокий уровень профессиональной подготовки выпускников училищ в соответствии с требованиями рынка труда
Сегодня на заседании Кабинете Министров Чувашской Республики рассматривается проект Республиканской целевой программы развития начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2010–2020 годы.
Цель программы – обеспечение доступности качественного начального профессионального образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни.
Реализация программных мероприятий позволит обеспечить более высокий уровень профессиональной подготовки выпускников профессиональных училищ в соответствии с требованиями рынка труда; повысить эффективность управления государственным имуществом Чувашской Республики; сформировать эффективную экономику образования, основанную на программно-целевых методах финансирования, достичь устойчивых темпов удовлетворенности населения качеством начального профессионального образования.
Для справки. За последние 10 лет система начального профессионального образования совершила инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений, в том числе: по внедрению нового организационно-экономического механизма, оптимизации сети образовательных учреждений, созданию независимой системы оценки качества и общественно-государственного управления образованием, модернизации учебно-материальной базы и др.
В учебных заведениях идет процесс развития системы общественно-государственного управления образованием. Созданы попечительские и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет директоров профессиональных училищ и др. Они начали активно влиять на формирование контрольных цифр приема, экспертизу содержания учебных программ подготовки кадров, участвуют в работе комиссий по итоговой аттестации выпускников. Постоянное взаимодействие, свободный обмен информацией между бизнес-сообществом и учебными заведениями позволили вести подготовку рабочих кадров на основе прямых договоров. На сегодня на основании прямых договоров ведется подготовка более 80 процентов обучающихся для 617 организаций республики.
Произошли значительные изменения в модернизации материально-технической базы начального профессионального образования. На базе профессиональных училищ созданы 11 ресурсных центров, оснащенных самым современным оборудованием. Успешно реализован проект по модернизации профессионального училища № 22 г. Канаш на сумму около 526 млн. рублей. Яркими примерами эффективного частно-государственного партнерства являются создание на базе Чебоксарского электромеханического колледжа Центра технологической подготовки высококвалифицированных рабочих, который стал важнейшим элементом машиностроительного кластера республики, а в профессиональном училище № 18 г. Чебоксары - регионального ресурсного по центра подготовке специалистов «сухой» отделки помещений с применением комплектных систем «KNAUF».
Участие в различных проектах и программах способствовало развитию инфраструктуры учебных заведений. За 2003-2008 годы дополнительно в рамках проектной деятельности на развитие системы начального профессионального образования привлечено 725 млн. рублей.
В республике идёт активное сетевое взаимодействие школ с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Так, например, в прошлом учебном году в процесс технологического обучения были вовлечены обучающиеся 24 общеобразовательных школ, 6 техникумов и 17 профессиональных училищ.
Параллельно с выявлением новых сегментов рынка труда система профессионального образования республики создаёт условия для опережающей подготовки специалистов. Более 60 процентов будущих рабочих получают профессиональные навыки в многофункциональных ресурсных центрах, реализующих программы непрерывного профессионального образования. Эти современные интегрированные образовательные комплексы стали важнейшим элементом отраслевых кластеров и способствуют решению проблем профессиональной мобильности кадров. В них ведется подготовка и переподготовка высвобождаемых работников, ориентированных на получение новых компетенций, направленных на повышение производительности труда.
Создана система независимой оценки качества профессионального образования: с 2008 года на базе Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики работает Центр независимой сертификации квалификаций персонала.