Острый угол. Грань возможностей
В Чувашии надомным обучением охватят большинство детей-инвалидов
Скоро в четырех городах Чувашии, включая столицу, будет организована сеть надомных школ с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это - уникальная возможность для детей, годами сидевших дома, показать, на что они способны. Два года эксперимента по надомному обучению позволили достичь явных успехов. Чувашские инициаторы взялись, казалось бы, за непосильное дело: дать детям-инвалидам основное образование. О том, что удалось и что еще предстоит сделать, нам рассказала директор Центра психолого-педагогической коррекции Минобразования Чувашии Евгения Осипова.
Одноклассники — лучшие друзья
— Евгения Юрьевна, кому принадлежала идея организовать Школу надомного обучения для детей-инвалидов?
— Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции вышел с инициативой организовать дистанционное обучение для детей в 2007 году. Экспериментальной площадкой стала МОУ «Школа № 59» с углубленным изучением отдельных предметов, которую назвали Школой надомного обучения и дистанционного образования детей с ограниченными возможностями в условиях интеграции. Мы вписались в реализацию федеральной целевой программы «Поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями». С 2008/2009 учебного года в школе № 59 осуществляется полноценное образование детей, находящихся на надомном обучении. Это дает им возможность посещать все внеклассные мероприятия и даже обучаться со своими сверстниками, то есть посещать определенные уроки так, как им позволяет состояние здоровья. Остальные учатся дистанционно. Педагоги могут общаться с ними в режиме он-лайн, дети, в свою очередь, выполняют задания и сразу же консультируются. Это значительно расширяет их образовательные возможности.
Очень важно, чтобы дети, которые находятся на надомном обучении, не были изолированы, поэтому интеграция — очень важная часть этого проекта. Впрочем, у каждого ребенка, в зависимости от состояния здоровья, свое индивидуальное расписание уроков. И оно включает не только виртуальное общение, но и физическое присутствие на занятиях в школе. Понятно, что они больше других детей нуждаются в индивидуальных занятиях, потому и приходят к своим педагогам, чтобы им объяснили что-то дополнительно, позанимались с ними индивидуально. Важно, что у каждого ребенка в этом проекте есть индивидуальный план развития, который корректируется по мере необходимости. Внеклассные мероприятия позволили выявить у детей таланты. Раньше они занимались только дома, и их таланты мог оценить только педагог. Сейчас же дети с удовольствием демонстрируют свои таланты одноклассникам и всей школе. У детей повысилась самооценка, расширился круг интересов.
— Что больше всего мешало на начальных этапах реализации проекта?
— Прежде всего, настороженность родителей. И это понятно, ведь когда они видят, что их дети не получают должного внимания, перестают доверять. Несмотря на все предубеждения, родители достаточно быстро вошли в этот проект — они увидели, что внимания и времени детям уделяется больше, в чем очень помогла психологическая служба. С родителями проводились разные консультации и тренинги.
Для педагогов основной проблемой стал процесс формирования уроков, на что потребовалось немало времени и усилий. И здесь проявился весь творческий потенциал наших педагогов.
Непрерывное обучение
— Участвуют ли в проекте дети с какими-то определенными заболеваниями?
— Приоритет отдается детям, которые не могут самостоятельно передвигаться, а также ребятам с различными соматическими, сердечно-сосудистыми и неврологическими заболеваниями. У нас также есть слепой мальчик, которому очень нравится школа, там он нашел себя.
Мы сотрудничаем со школой-детским садом «Надежда» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Там мы наблюдаем выпускной четвертый класс. После четвертого класса дети уходят в массовое образование, и, в основном, это надомное обучение. Но это и маленькое количество учебных часов, и невозможность общения со сверстниками. Поэтому сейчас, когда понаблюдали за этим 4-м классом, мы выбрали для себя несколько человек. Мы уверены, что наш эксперимент не прервется. Единственное ограничение: мы берем ребят, которые находятся на надомном обучении. Мы ввели эту форму обучения, чтобы проект был более инновационным, более, качественным.
Сегодня мы стараемся распространить как можно больше информации о наборе детей. У нас есть возможность их обучать, есть рабочие места для них. Начиналось с 10 человек, потом количество учеников выросло до 20... Сейчас можем обучать гораздо больше детей.
— Учитывая успешность проекта, планируете ли вы организовать надомное обучение в других школах или городах Чувашии?
— Действительно, последний год реализации проекта показал, что он проходит очень успешно. С этого года у Министерства образования и молодежной политики появилась идея создания сети республиканских площадок надомных школ с дистанционной моделью обучения. Эти площадки уже выбраны, они находятся в Шумерле, Канаше и Новочебоксарске. В каждом из этих городов выбрана школа, которая проходит подготовительный этап. Уже сейчас отобраны дети, они прошли школьно-медико-психологическую комиссию. Проведена большая работа с родителями. Чтобы убедить родителей, мы проводим для них видеотренинги. А новочебоксарская школа № 1 пошла другим путем: для ознакомления с проектом в школу № 59 они вывезли детей и родителей.
Перед тем, как ребята стали обучаться, проводилась воспитательная работа в школах, с родителями и детьми. Все участники эксперимента посмотрели замечательные тренинговые видеофильмы о ребятах с ограниченными возможностями здоровья. После них старшеклассники даже плакали, а данные мониторинга показали, что у всех ребят в лучшую сторону изменилось отношение к людям-инвалидам.
В данный момент школам передается необходимое оборудование. А школа, с которой все начиналось, станет образовательным и методическим центром для других школ, находящихся в выбранных городах. Рабочие места будут переданы детям по договорам на то время, пока будут обучаться в этой школе. Как только установят компьютеры, будет проводиться более детальное обучение педагогов. Мы надеемся, что обучать их будет московский центр образования «Живая школа». Они наши непосредственные кураторы, потому что мы являемся федеральной экспериментальной площадкой.
Нам было приятно узнать, что в стране мы — одни из немногих, кто организовал для детей получение основного, не дополнительного, образования на дому. Наш эксперимент более ответственный, конечная цель его - выдача аттестата о получении среднего образования.
Досрочные итоги
— Трудно ли было найти педагогов для участия в эксперименте?
— Педагоги, действительно, сейчас совершенно другие, даже сама подготовка урока иная. Например, они формируют уроки в электронном варианте. Это значит, им есть чему обучить новую команду педагогов, которые смогут обучать еще больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в каждой школе сформировано свое педагогическое сообщество, которое будет работать в надомной школе. И наш республиканский институт образования проведет курсы повышения квалификации, где будут даны не только основы информационного образования, но и основы, непосредственно касающиеся этой сети. Обязательно пройдет обучение по основам коррекционной педагогики и психологии. У нас дети особые, поэтому нам необходимо знать их психологию, их образовательные возможности. С родителями также будут работать специалисты. Несмотря на дополнительную нагрузку и на то, что они готовились к работе с детьми другой категории, естественно, не обошлось без трудностей, но все они преодолены.
— Что представляют собой рабочие места ученика и учителя?
— Помимо ноутбука, подключенного к Интернету и оснащенного веб-камерой, есть и принтер, и сканер. Стоимость одного рабочего места для учителя — 60 тысяч рублей, для ученика — 50 тысяч рублей.
В настоящее время у нас достаточно рабочих мест. В ближайшем будущем мы планируем приобрести еще несколько дополнительных.
— Сколько детей будет охвачено надомным обучением к началу 2009/2010 учебного года?
— Мы подали заявку на 410 детей, из них не все могут обучаться дистанционно. В следующем году мы планируем охватить около 300 человек.
— По какому принципу выбраны школы?
— При подборе учитывались технические возможности школы, творческие и профессиональные возможности педагогов, ведь это - инновационная деятельность, которая требует больших усилий. Сначала все решалось на уровне школ, Министерства образования, руководителей муниципальных образований. В итоге мы остановились на школе № 3 в Шумерле, школе № 1 им. Бабакина в Новочебоксарске и средней общеобразовательной школе № 11 в Канаше.
С 1 марта районным школам дан статус экспериментальной площадки. Сейчас идет подготовительный этап, на котором разрабатываются свои программы. С 1 сентября начнется обучение.
— Каковы сроки эксперимента?
— Планировалось, что в 2010 году эксперимент завершится, и школа будет выведена из него. Но мы можем сделать это уже и в 2009 году. Школа уже набрала достаточный опыт, и она станет центром дистанционного образования — самостоятельным структурным подразделением школы. Мы будем настаивать на названии «Школа надомного обучения с дистанционной моделью образования», потому что только половина всех детей-инвалидов может обучаться дистанционно, а так мы сможем обучать их на дому, и это будет более качественная модель обучения. Условия интеграции нам очень важны, ведь это окружение — и здоровые сверстники, и доступ ко всем школьным процессам.