21 февраля - Международный день родного языка
21 февраля во второй раз отмечается Международный день родного языка. В нашей республике проведена значительная работа по созданию условий для развития школ с родным (нерусским) языком обучения. Обновлена нормативная правовая база, которая приведена в соответствие с федеральным законодательством (Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике», Республиканская целевая программа о реализации Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике», Республиканская целевая программа развития образования в ЧР на 2006 – 2010 годы, а также на период до 2020 года, Концепция развития национальной школы в современных условия обучения и воспитания).
Сегодня в республике 65 процентов школ с чувашским, 31 процент с русским, 3 процента с татарским языками обучения и 1 процент школ, где изучается мордовский язык как предмет. Во всех школах с чувашским и татарским языками обучения в 1-5 классах обучение ведется на родном языке.
Во всех школах с русским языком обучения, а также в школах, где изучается татарский и мордовский языки, учащиеся изучают чувашский язык, как государственный язык, в 1-9 классах, чувашскую литературу на русском языке - в 10 – 11 классах.
Из года в год совершенствуется и обновляется учебно-методическая база для преподавания родного языка, литературы и культуры родного края. Ведется активная работа по созданию новых учебно-методических комплектов и внедрению современных технологий обучения.
В настоящее время школы обеспечены новыми учебными программами по чувашскому языку и литературе для всех классов. В соответствии с ними составлены и изданы учебники (в 2007 году - 31 наименование тиражом 76,7 тыс. экземпляров, в 2008 году - 34 наименования учебной литературы тиражом 80,5 тыс. экз.)
Также в республике разрабатываются и выпускаются учебники русского языка для учащихся 1-4 классов с чувашским языком обучения.
Обновляется библиотечный фонд общеобразовательных учреждений справочно-энциклопедической, художественной литературой на чувашском и русском языках, как для урочной работы, так и для внеклассного чтения.
Для изучения родного татарского, мордовского языков за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики приобретаются учебники для школ с татарским языком обучения, а также для изучения мордовского языка.
В последнее время быстро развиваются информационные технологии. Для эффективного использования последних достижений новых информационных технологий на уроках чувашского языка и литературы создаются электронные пособия.
В 2006 -2008 годах изданы электронные пособия для 1, 2, 3, 5, 6, 7 классов «Чувашский язык», «Пĕлÿ шыраса”. Также приобретаем ЦОР (видеофильмы). Сегодня на уроках культуры родного края используются учителями видеофильмы «На земле чувашской», «Чебоксары – чистый и благоустроенный город», «Ĕмĕрлĕх», «Звенящее серебро тухьи», которые знакомят учащихся с жизнью и самобытной культурой чувашского народа, историей народного ремесла, ставшего искусством, чувашской национальной вышивкой и т.д.
Особое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации учителей родного (нерусского) языка и литературы. Так, родной (нерусский) язык в республике ведут более 1000 учителей, из них 98 процентов имеют высшее образование, более 80 процентов - квалификационные категории. За три года 45 учителей родного (нерусского) языка (10,6 %) стали победителями конкурсного отбора на получение денежного поощрения Президента России и Президента Чувашской Республики в рамках приоритетного национального проекта «Образование», что показывает достаточную активность учителей, их методическую грамотность и успешность.
Теперь у учителей чувашского языка есть возможность обсуждать актуальные вопросы преподавания языка в дистанционном режиме. С 2007 года проводится Интернет-педсовет учителей чувашского языка и литературы, культуры родного края, для чего создан и поддерживается специальный сайт.
Открыт Центр дистанционного обучения чувашскому языку. Учеными, методистами Чувашского республиканского института образования и учителями республики созданы программы для изучения чувашского языка для русскоязычных учащихся, для профильного обучения, а также для начинающих. Одной из форм выявления, развития творческих способностей детей является участие их в различных интеллектуальных состязаниях, конкурсах, олимпиадах. Ежегодно в феврале – марте проводятся республиканские олимпиады по мордовскому и татарскому языкам и литературе, победители которых участвуют и становятся призерами и победителями межрегиональных олимпиад, проходящих в Саранске и Казани.
В межрегиональной олимпиаде по чувашскому языку и литературе активное участие принимают школьники из Республик Татарстан, Башкортостан, Ульяновской, Самарской областей.
Традиционными стали всероссийская игра-конкурс «Чувашская Ласточка («Чевелти чекеç») – языкознание для всех», республиканские фестиваль национальной культуры «Искорка дружбы» («Туслах хелхеме»), конкурс «От букваря до художественной литературы», формирующие у учащихся интерес к изучению чувашского языка и литературы.
Впервые в 2008 году с 1 по 5 апреля проведена республиканская интернет-олимпиада по чувашскому языку и литературе, посвященная 160-летию со дня рождения И. Я. Яковлева, в октябре – 100-летию со дня выхода произведения К. Иванова «Нарспи».
Особую популярность завоевала всероссийская игра – конкурс «Чувашская Ласточка (Чевелти чекеç) – языкознание для всех». Так, в текущем году в конкурсе участвовали более 21 тыс. учащихся, что в 2,8 раза больше, чем в 2005 году.
Для оказания содействия в изучении чувашского языка и литературы, истории и культуры чувашского народа в школах с чувашским языком обучения, расположенных за пределами Чувашской Республики, между Минобразования Чувашии и органами управления образованием российских регионов подписаны соглашения о сотрудничестве. В соответствии с ними школы с родным (нерусским) языком обучения обеспечиваются учебниками родного языка и литературы. Так, в 2005 году в школы субъектов Российской Федерации, где изучается чувашский язык, направлено более 22 тыс. экземпляров учебников и художественной литературы, 2006 году- 14,8 тыс. экз., 2007 году – 30,6 тыс. экз., 2008 году – 21,0 тыс. экз.
Для приобщения детей школьного возраста, обучающихся в школах с чувашским языком обучения, расположенных за пределами Чувашской Республики, к самобытной культуре, традициям и обычаям народа, совершенствования речевой практики разработана программа летнего отдыха детей «Эткер - Наследие». С 2005 года 50 детей, представителей чувашской диаспоры из республик Башкортостан, Татарстан, Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Пензенской, Тюменской областей, города Москвы и Республики Беларусь, отдыхают в детском оздоровительном лагере «Алый парус». Победители различных олимпиад и конкурсов по чувашскому языку и культуре, лучшие учащиеся школ, где изучают чувашский язык, а также все те, кому интересен родной язык, традиции и культура приезжают на древнюю и гостеприимную землю своих матерей и отцов.
В лагере с этнокультурной программой «Эткер», ребята в игровой, интерактивной форме пополнят свои знания о чувашской культуре, изучают язык, учат песни и знакомятся с историей, традициями народа, также поправляют свое здоровье.
Развитие родных языков требует усиленного внимания к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров по чувашскому языку, литературе и культуре. В настоящее время на чувашском отделении Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева обучаются 306 студентов, из них 18 - из других республик и областей. В Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова на факультете чувашской филологии и культуры обучаются 423 студента, из них 75 из других республик и областей.
На базе Чувашского республиканского института образования организовано повышение квалификации учителей чувашского языка и литературы, где прошли курсовую подготовку 16 учителей чувашского языка и литературы из субъектов Российской Федерации в 2005-2006 учебном году, 2006-2007 учебном году – 23, 2007-2008 учебном году - 17.