09:36 Новые учебно-методические пособия для преподавания родного языка, литературы и культуры родного края
В республике ведется активная работа созданию новых учебно-методических комплектов для преподавания родного языка, литературы и культуры родного края, внедрению современных технологий обучения. Разработка новых учебников и пособий, обновление изданных ранее учебников - процесс постоянный и непрерывный. Высокий научно-теоретический уровень, доступность, краткость и четкость основных положений, определений и выводов, ясность изложения, совершенство методического аппарата - обязательные требования к каждому учебному изданию.
В этом году по заказу Минобразования Чувашии Чувашским республиканским институтом образования подготовлены и изданы в 2008 году 12 наименований учебно-методических пособий.
Артемьева Т.В., Рыбакова А.В.
Шкула хатĕрленетпĕр, меслет сĕнĕвĕсем / Т.В.Артемьева, А.В.Рыбакова. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн издательстви, 2008. – 107 с.
Пособие предназначено для занятий с детьми 5-6 лет. Задания составлены с учетом психологических особенностей усвоения детьми данного возраста необходимых знаний и навыков. Подобранный материал направлен на развитие внимания, логического мышления и памяти. В пособии также представлены тематическое планирование и материал для слушания: стихи, сказки, рассказы.
Волков М.К., Сергеев Л.П., Артемьева Т.В., Печников О.И., Петрова Р.Н., Филиппова Д.С.
Тăван чĕлхе программи: чăваш шкулĕн I–IV класĕсем валли / М.К.Волков, Л.П.Сергеев, Т.В.Артемьева, О.И.Печников, Р.Н.Петрова, Д.С.Филиппова. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕрену институчĕн издательстви, 2008. – 88 с.
Данная программа – переработанный вариант программы, изданной в 2004 году. Программа раскрывает цели и задачи, содержание обучения детей чувашскому языку в начальных классах. Она основана на дидактических принципах, направлена на формирование у детей сознательных и прочных знаний, умений, навыков по чувашскому языку. Особое внимание уделяется в программе развитию связной речи. В программе представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся всех классов начальной школы.
Бычков В.И., Беляева З.М., Рыбакова А.В.
Программа по русскому языку для 1–4 классов общеобразовательных школ Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения / В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова. – Чебоксары, Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. – 111 с.
Новая программа разработана на основе Обязательного минимума содержания начального образования по учебному предмету «Русский язык». В приложениях программы представлены стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, концепция обучения русскому языку в 1-4 классах общеобразовательных школ Чувашской Республики с родным (нерусским) языком обучения, нормативы для национальной начальной школы.
Сергеев Л.П., Ефимов В.Е.
Грамматика вăййисем: I–IV классем валли /Л.П.Сергеев, В.Е.Ефимов. – Хушса çĕнетнĕ 2-мĕш кăларăм. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн издательстви, 2008– 107 с.
В пособии представлены грамматические игры по многим темам разделам курса чувашского языка в начальных классах. Использование грамматических игр данного пособия способствует закреплению и повторению программного материала, развитию интереса к предмету, повышению активности учащихся.
Виноградов Ю.М.
Хăнăхтару пуххи, 8–9 классем валли / Ю.М.Виноградов. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн издательстви, 2008. – 163 с.
В пособии представлены упражнения и задания по всем темам и разделам синтаксиса в 8-9 классах чувашских школ. Они могут быть использованы на различных этапах урока, при выполнении самостоятельных работ в классе, также в качестве домашних заданий. Пособие включает также материал, использованный в 9 классах при проведении в 2008 году ЕГЭ по чувашскому языку.
Артемьева Т.В., Волков М.К.
«Вулама-çырма вĕренмелли таблицăсем» / Т.В.Артемьева, М.К.Волков – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн издательстви, 2008.
Данное учебно-наглядное пособие продолжает серию таблиц по обучению чувашских детей грамоте, выпущенных в 2007 году. Оно представлено комплектом из 10 таблиц. Таблицы разработаны в соответствии с учебной программой и материалом чувашского букваря, предназначены для обучения детей 1 класса родной грамоте. Данное наглядное пособие содержит учебный материал, способствующий повышению уровня освоения его учащимися и эффективности уроков.
Методические рекомендации по использованию выпущенных таблиц представлены авторами в журнале «Народная школа» (№4, 2008).
Галкина В.Л., Глякина Р.В., Котлеева М.В., Кузнецова Л.В., Шайманова Л.И.
Программа по чувашской музыке: для I–VIII классов / В.Л.Галкина, Р.В.Глякина, М.В.Котлеева, Л.В.Кузнецова, Л.И.Шайманова; под ред. Л.В.Кузнецовой. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. – 103 с.
Данная программа опирается на типовую программу «Музыка», разработанную под руководством Д.Б.Кабалевского. В ее основу положен принцип связи музыкальных занятий с культурно-образовательной средой, в которой учащиеся постигают красоту музыкального искусства. Цель данной программы – формирование у школьников целостного представления о музыкальной культуре чувашского народа, способности воспринимать и знать, отличать и сравнивать особенности чувашской музыки, знать ее исторические корни и этнокультурные параллели.
Абрамова Г.В., Голанцева Р.А.
Программа по чувашскому языку для I–IV классов русской школы / Г.В.Абрамова, Р.А.Голанцева. – Чебоксары, Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. – 107 с.
Программа по чувашскому языку для 1-4 классов русской школы – новая. Она определяет цели и задачи, раскрывает содержание, методико-дидактические принципы обучения чувашскому языку русскоязычных детей, не владеющих чувашской разговорной речью. В ней представлен перечень требований к уровню владения всеми видами речевой деятельности на каждом этапе обучения в разных видах общения. Соответствующий данной программе курс 1-2 классов «Чувашский язык» обеспечен учебниками, рабочими тетрадями, методическими пособиями.
Абрамова Г.В.
Методические указания к учебнику чувашского языка для 2 класса русской школы: книга для учителя / Г.В.Абрамова – Чебоксары, Издательство Чувашского республиканского института образования, 2008. 252 – с.
Настоящее пособие является результатом обобщения многолетнего опыта автора в преподавании чувашского языка в русскоязычной школе и ориентировано на учителей: работающих с учебником «Чăваш чĕлхи – 2» Г.В.Абрамовой. В пособии представлены методические вопросы: лексический минимум для 2 класса, тематическое планирование уроков, поурочные разработки, содержащие необходимый материал для проведения уроков. В поурочных разработках предлагаются различные формы проведения уроков: обобщающие, повторительные, уроки-игры. Упражнения и задания представлены в максимальном объеме для того, чтобы использовать их с учетом конкретной учебной обстановки.
Пособие будет полезным не только начинающим, но и опытным учителям.
Игнатьева В.И., Чернова Н.Н., Антонова З.С.
Чăваш чĕлхи: вырăс шкулĕн пуçламаш (I–IV) класĕсен программи. Вырăс шкулĕн пуçламăш класĕсенче чăваш чĕлхи вĕрентмелли минимум. Вĕренекенсен пĕлевĕпе хăнăхавĕсене тĕрĕслемелли тата хакламалли виçесем / В.И.Игнатьева, Н.Н.Чернова, З.С.Антонова. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕренÿ институчĕн издательстви, 2008. – 64 с.
Данная программа представляет собой переработанный вариант программы, изданной в 2004 году. Программа раскрывает цели и задачи, содержание обучения русскоязычных детей чувашскому языку в начальных классах.
Программа содержит обязательный минимум содержания начального образования в 1-4 классах и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся в начальной школе.
Игнатьева В.И., Чернова Н.Н., Антонова З.С., Александрова Н.Т., Медведева А.В.
Вырăс шкулĕсенче чăваш чĕлхи вĕрентмелли меслет кăтартăвĕсем, I класс / В.И.Игнатьева, Н.Н.Чернова, З.С.Антонова, Н.Т.Александрова, А.В.Медведева. — Хушса çĕнетнĕ 3-мĕш кăларăм. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕрену институчĕн издательстви, 2008. – 199 с.
Данное методическое пособие представляет собой переработанный вариант пособия, выпущенного в 1994 году. В пособии даются методические рекомендации по обучению русскоязычных детей чувашскому языку по двух часовой программе, поурочное разработки, тематическое планирование. В приложении представлены художественные произведения разных жанров, позволяющие учителю использовать их в разных классах с учетом уровня подготовки учащихся.
Волков М.К., Печников О.И.
Чăваш чĕлхине иккĕмĕшле е ютла вĕрентессин меслетлĕхĕ (методики) / М.К.Волков, О.И.Печников. – Хушса çĕнетнĕ 2-мĕш кăларăм. – Шупашкар, Чăваш Республикин вĕрену институчĕн издательстви: 2008. – 256 с.
В пособии рассматриваются теоретические и практические проблемы преподавания чувашского языка в школах с многонациональным составом учащихся: определяются роль и место предмета, цели и методы, содержание обучения.
В пособии также представлен материал по проведению уроков чувашского языка, по организации внеклассной работы с учащимися.