Министерство образования Чувашской Республики

День народного единства: «нас объединяет историческая память»

В конце XVI – начале XVII веков Россия переживала трудные времена, которые еще в дореволюционной литературе получили название «Смутного времени», «Смуты». Под этим определением понималось «общее неповиновение, раздор между народом и властью». События этого периода стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий: духовно-нравственных, экономических, династических, сословных, национальных, межгосударственных. События далеких лет дают все основания, чтобы говорить о нескольких кризисах, потрясших государство. Сначала, с загадочной гибелью в 1591 г. в Угличе царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, а затем со смертью в 1598 г. бездетного Федора Иоанновича наступил династический кризис, прервалась линия Рюриковичей, и началась борьба боярства за власть. Затем, как результат этой неразборчивой в средствах борьбы с привлечением русских авантюристов и иностранных наемников – полная потеря государственной власти – государственный кризис. С 1589 по 1613 г. на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598–1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605 г.), Лжедмитрий I (1605–1606), Василий Шуйский (1606–1610), практически одновременно с ним Лжедмитрий II (1607–1610), Семибоярщина (1610–1613). С ослаблением центральной власти нарастал социальный кризис. Он выразился в многочисленных мятежах, восстании Ивана Болотникова, которое охватило юго-запад и юг России, Нижнее и Среднее Поволжье. В обществе действовал кризис нравственный, когда поступки правителей и их поданных основывались, как пишет дореволюционный исследователь «часто на лжи взаимной: одни назывались царями, не имея никаких прав на престол, другие, если не знали наверняка, то уже догадываясь, что имеют дело с узурпаторами, делали вид, будто им верят».

 В такой острый момент русской истории была предпринята попытка польской интервенции, которая вначале в скрытой форме выразилась в поддержке обоих Лжедмитриев, а затем началась открытая интервенция, когда в сентябре 1609 г. Сигизмундом III был осажден Смоленск. В 1610 г. состоялся поход на Москву и захват ее с согласия бояр польскими войсками. Боярская дума пошла на сделку с поляками и склонялась призвать на русский престол польского короля, католика – малолетнего Владислава, сына Сигизмунда, что было прямым предательством национальных интересов России. Северные земли России в это время пытались оккупировать шведские феодалы.

 В этих условиях отстоять независимость Российского государства и изгнать интервентов можно было только всем народом. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальные и религиозные интересы, объединив ранее враждующие группы населения, хотя противоречия между ними оставались. Первое земское ополчение, во главе которого стояли рязанский воевода Прокопий Ляпунов, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий, весной 1611 г. подошло к Москве, но не смогло освободить ее из-за антагонизма между дворянами и казаками и личного соперничества их руководителей. Эта неудача не обескуражила россиян и в провинциальных городах снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе со знаменитым земский старостой Кузьмой Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил перед горожанами с горячими призывами помочь Московскому государству , не жалея никаких средств и никаких жертв. Начальником земского ополчения был приглашен князь Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией. Основные силы второго ополчения формировались в Поволжье из крестьян, горожан и дворян.

 Чувашский край к этому времени находился в составе Русского государства всего чуть более пятидесяти лет. Для истории это незначительный миг, но для людей, отдельного народа он означал совершенно новые условия жизни, жизни в составе одного государства вместе с русскими, мордвой, марийцами, татарами, удмуртами и др. В ноябре на призыв присоединиться ко второму ополчению откликнулись Казань, Свияжск, Чебоксары. В феврале–марте 1612 г. в Свияжском, Чебоксарском, Цивильском уездах было сформировано многочисленное ополчение из дворян, стрельцов, служилых людей из чувашей. Чувашских крестьян призывали в ополчение по 1 воину с трех дворов (ясаков), платящих налоги. Население Чувашии обеспечивало своих воинов денежным и хлебным жалованьем, направляло в фонд ополчения часть налогов и различных доходов. Весной и летом 1612 г. ко второму ополчению присоединилась Казанская рать первого ополчения, куда входили и чуваши. В 1612–1613 гг. служилые татары Алатырского уезда также соединились с отрядами второго ополчения. В августе 1612 г. войска второго ополчения подошли к Москве и вместе с отрядами первого ополчения, куда также входила и чебоксарская рать, приступили к осаде столицы, а в октябре (по новому стилю 4 ноября) освободили ее. Ратники из чувашских уездов и городов впоследствии участвовали в освобождении России от польских и шведских интервентов до 1618 г.

 События 1612 года стали для русского народа знаковыми. За четверть века до начала Смуты, в Казани, не так давно ставшей частью Московского царства, была обретена икона Божией Матери Одигитрия, или Путеводительница. Этот чудотворный образ сопровождал ополченцев в походе на Москву. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, в честь прошедших великих событий был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. То есть Государственная Дума в 2005 г.лишь восстановила вековую российскую традицию; это отнюдь не придуманный и не новый праздник – победа Нижегородского ополчения ежегодно и всенародно отмечалась в России с 1649 по 1917 гг., а Русская Православная Церковь праздновала этот день и после 1917 года, чествуя Казанскую икону Божией Матери.

 ххх

 

 Вся дальнейшая история Чувашии и чувашского народа показала его неразрывную связь с Россией. Чуваши активно участвовали во всех важнейших событиях, происходивших в государстве. Тысячи уроженцев Чувашского края в составе российской армии участвовали в русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 г., русско-японской, Первой мировой войнах и т.д. Они были активными противниками социального и национального угнетения, много чувашей было в рядах повстанцев С.Разина и Е.Пугачева. Посильный вклад внесен чувашами в экономику и культуру дореволюционной России.

 В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. сыновей и дочерей республики боролись с врагом. Из них свыше 100 тыс. не вернулись домой.

Сегодня за Чувашской Республикой прочно закрепился имидж новаторского региона, и впечатляющие успехи в ее социально-экономическом развитии подчеркивают также зарубежные организации, активно поддерживающие модернизационные проекты в стране. По оценке директора и постоянного представителя Всемирного банка в России К.Георгиевой, «Чувашия является моделью для других российских регионов с точки зрения определения стратегических приоритетов и достижения реальных успехов при реализации комплексных программ развития экономики и улучшения благосостояния региона». Реформаторские проекты и программы обустройства региона не ограничиваются только экономическими показателями, они разрабатываются в качестве комплексной стратегии общественного развития Чувашии как социума. Критериями успешного развития республики стали формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения, повышение качества жизни людей, обеспечение интеграции региона в духовно-культурное, экономическое пространство страны и мирового сообщества.

Концентрации усилий государственных органов, предприятий, организаций и общественности на проблемах инновационного развития способствовали указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» и принятые Кабинетом Министров Чувашии Концепция инновационного развития республики на период до 2015 года, Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашии до 2010 года.

Впереди у Чувашии немало масштабных и интересных проектов, которые сделают республику еще красивее, современнее, привлекательнее, а жизнь людей – комфортнее. В Чебоксарах появится филиал – региональный центр Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина в Приволжском федеральном округе. Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования будет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь жителям Чувашской Республики и других регионов Российской Федерации.

Стратегической целью социально-экономического развития республики до 2020 года является превращение Чувашии в динамично развивающийся, инновационно активный, экологически чистый, ухоженный, сильный регион, обеспечивающий европейские стандарты жизни населения.

Благодаря разработанной и принятой по инициативе Президента Чувашии Николая Фёдорова Стратегии развития образования до 2040 года в Чувашской Республике впервые в России определены цели и основные направления образовательной политики республики более чем на тридцать лет вперед.

 ххх

 

 События, происходившие почти четыре столетия назад, показали, что Смутное время стало «смутным» потому, что тогдашняя правящая олигархия полностью разложилась, в массовом порядке стала сотрудничать с иностранными оккупантами. И пришедшее из русской провинции в столицу народное ополчение во главе с К.А.Мининым и Д.М. Пожарским изгнало из Москвы иностранных интервентов вопреки желанию или, в лучшем случае, при полной пассивности тогдашней правящей элиты, которая пошла на службу к захватчикам. Именно народ взял тогда историю в свои руки — изгнал интервентов, обеспечил возможность продолжения существования своей родины, жизнь своих детей, заложил основы великой империи.

Выступая в 2006 г. на государственном приеме, посвященном Дню народного единства, В.В.Путин отметил, что «для современной России День народного единства – это праздник всего гражданского общества, день, когда мы отдаем дань вековым традициям патриотизма, согласия и сплоченности народа. И, где бы ни жили сыновья и дочери России, всех нас объединяет эта историческая память».



01 ноября 2008
00:00
Поделиться