Школа стандартов Дмитрий Медведев провел заседание Совета по науке, технологиям и образованию
Вчера Дмитрий Медведев выслушивал научное и образовательное сообщество по поводу того, какой, с их точки зрения, должна быть российская школа будущего.
Уже несколько лет государство в рамках национальных приоритетных проектов занимается в том числе развитием российской системы образования. Точнее, ее новым наполнением, поскольку после ревизии ситуацию в сфере признали едва ли не катастрофической. Бразды правления реформами отдали тогда первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. С тех пор Дмитрий Медведев успел поменять рабочее место на президентское. А реформа образования так и осталась "на карандаше" у нового главы государства. Вчера, правда, на повестке заседания Совета по науке, технологиям и образованию, прошедшего в Кремле, стоял всего лишь один вопрос: что делать с отечественной средней школой? В последние годы претензии к общему образованию возникают у всех, начиная от самих школьников и их родителей и заканчивая представителями высших научных кругов.
- Около 70 процентов граждан высказываются за изменения в школе, - привел данные статистики глава государства. - Более половины считают, что качество образования снижается, и столько же говорят о неравном доступе к образованию. Между тем сегодня школа является крупным социальным институтом. По всей стране в общеобразовательные учреждения ходят более 13 миллионов человек. В то же время в капитальном ремонте нуждается около 18 тысяч школ, а одна тысяча просто находится в аварийном состоянии. "Вот по этой тысяче надо принимать безотлагательные меры", - заметил Медведев. Необходимость перемен понимает и президент. Поэтому вчера он сразу обозначил конкретную конечную цель мозгового штурма - необходимы системные изменения в школе. "Этот вопрос касается практически любого человека в стране и является одним из ключевых элементов национального развития", - указал Дмитрий Медведев. Раскрывая тему, глава государства конкретизировал вопросы. Во-первых, надо понять, что сегодня является актуальным для достижения нового качества образования. И во-вторых, какая модель школы нужна в будущем. "Образовательная система последние годы перманентно модернизировалась", - напомнил Медведев. Последней не самой плохой попыткой модернизации, по его мнению, стал соответствующий нацпроект. "Во всяком случае, мы смогли дать импульс по самым разным направлениям", - не стал в то же время преувеличивать заслуги президент.
- Одна из базовых тем - создание комфортной и здоровой среды для учеников, - обозначил еще одно направление работы глава государства. - О здоровье школьников уже давно говорят как об одной серьезной государственной проблеме.
Результаты всероссийской детской диспансеризации показали, что группа детей от 10 до 17 лет является критической. Поэтому важно развивать медицинскую помощь и, конечно же, занятия физкультурой и спортом. Другая школьная беда - педагогические кадры. Молодежь в школы не идет, престиж профессии упал, и только недавно его попытались хоть слегка приподнять, качество преподавания тоже хромает. А ведь, подчеркнул глава государства, "главная задача педагога - научить самих детей учиться". "Не менее важно создавать креативное мышление, уверенность в себе, в своих силах", - продолжил описывать хорошего педагога Дмитрий Медведев. Таким образом, государство должно, кроме прочего, помогать школе новыми кадрами. Одним из выходов, по мнению Медведева, является приглашение в школу специалистов из других областей, а не только профессиональных педагогов. "Но нужно, чтобы перспектива работы в школе не пугала, а привлекала", - указал глава государства.
В конце концов, на президента напала ностальгия по отечественной школе недавнего прошлого. Он вспомнил слова президента США Джона Кеннеди, который говорил, что его страна проиграла русским космос за школьной партой.
"Вопрос о школе архиважен", - согласился ректор МГУ Виктор Садовничий. Объяснил он это экономической составляющей образования: наибольший вклад в ВВП вносят наиболее образованные люди. Однако к содержанию школьного образования у Садовничего очень много вопросов. "Оно практически не изменилось с середины прошлого столетия", - отметил он.
Время идет вперед и объем знаний увеличивается. Всему детей учить, конечно, невозможно, но в то же время, уверен ректор МГУ, в ближайшее время надо утвердить современные стандарты базового школьного образования.
Садовничего поддержал директор Московского центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский, который обозначил такую сторону вопроса, как многопредметность старшей школы. Красноречивые данные социологов: 60 процетов старшеклассников недовольны школой, треть предметов не изучается - обучение лишь имитируется. Оба сошлись и в важности создания приемлемой школьной среды, которую опять надо привести к определенным стандартам. "Школе необходим современный дизайн, - уверял Садовничий. - Она должна иметь удобную инфраструктуру". Так что неплохо было бы объявить конкурс на лучший проект и внедрять его по стране. Рачевский подхватил - нужны стандарты окон, дверей, туалетов, вентиляции.
"До начала нацпроекта менее 15 процентов школьников обучались в современных условиях, сейчас - около 30", указал министр образования и науки Андрей Фурсенко. И добавил, что к 2010 году этот показатель хотелось бы увеличить до 50 процентов. Но министр в своем выступлении так и не ответил на замечание президента в самом начале заседания. Пришлось президенту уже на повышенных тонах вернуться к теме аварийных школ.
- Последний печальный случай в Оренбургской области - случай вопиющего преступного разгильдяйства, - возмутился Дмитрий Медведев. - Я поручаю в течение двух недель подготовить и доложить мне план по приведению тысячи аварийных школ в надлежащий вид.
Даже в период финансовых сложностей на такие вопросы деньги найти нетрудно. Есть вещи, по которым принимать решения нужно максимально быстро, обеспечивая контроль за исполнением. Правда, финансовые сложности все-таки заставляют задумываться о том, где привлечь сторонние деньги. А тут еще ректор Садовничий предлагает подключать бизнес к поддержке школ. И Дмитрий Медведев определил - бизнес сможет участвовать в инфраструктурном строительстве образовательных учреждений. В ответ государство обещает относить эти деньги к затратам при исчислении налога на прибыль. "Это будет одной из мер поддержки, - заметил Медведев. - Необходимое поручение должно быть оформлено министерством финансов".
- Необходимо изменить статус учителя в российском обществе, - сделал выводы президент по итогам совета. - Необходима разумная популяризация этой профессии. Во всем мире профессия учителя одна из самых уважаемых. Что касается будущего Единого государственного экзамена, опыт которого у многих в стране вызвал огромные сомнения, то решения о его спасении принято так и не было. Хоть накануне заседания глава минобрнауки и заявлял, что отменять ЕГЭ не будут, о его изменении все-таки уже задумываются. Во всяком случае, ректор МГИМО Анатолий Торкунов выдвинул идею ввести уровни для ЕГЭ, которые будут разделять знания ученика в гуманитарных и математических науках. Глава государства пока что поручил проработать вопрос.
Несмотря на все трудности, Дмитрий Медведев назвал нац проект "Образование" наиболее удачным среди всех. "Мы продолжим работать над ним", - пообещал он, уточнив, что снова образовательная среда будет обсуждаться на Совете по нацпроектам, который состоится в ноябре.