11:53 Министр Г. Чернова приняла участие в работе регионального совещания «Концепция развития России до 2020 года: Чувашская Республика – территория опережающего развития»
Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Галина Чернова приняла участие в работе регионального совещания «Концепция развития России до 2020 года: Чувашская Республика – территория опережающего развития». Совещание проходило в рамках мероприятий ежегодного международного семинара руководителей и ответственных сотрудников информационных агентств «Россия сегодня», которое проводило 6 августа т.г. в Чебоксарах ИТАР-ТАСС.
Министр отметила, что когда говорят о современной Чувашии, в числе ее главных достижений обязательно называют систему образования. И это не случайно. Приоритетность образования в государственной политике определена Президентом Чувашской Республики Н.Федоровым еще в 1996 году в Президентской программе «Новая школа». По тем временам в ней были заявлены весьма амбициозные задачи даже в масштабах России – «сделать образование каждого человека и образование в целом конкурентоспособным».
Сегодняшние успехи подтверждают правильность выбранных приоритетов. Участвуя в апробации крупных международных и федеральных образовательных проектов и программ, разрабатывая и реализуя республиканские, Чувашия по праву считается признанным лидером среди регионов России по ряду ключевых направлений модернизации образования: введению новой формы аттестации выпускников школ – единого государственного экзамена, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению нормативного бюджетного финансирования, проведению широкомасштабной информатизации и др.
Г. Чернова подчеркнула, что системные изменения были бы невозможны без создания нового организационно-экономического механизма в отрасли. За последние 10 лет объём бюджетного финансирования отрасли вырос более чем в 12 раз, при этом значительно увеличились капитальные расходы. С начала реализации Президентской программы «Новая школа» построено 145 новых современных объектов образования, из них 138 школ. Образовательные учреждения оснащены современным учебным, спортивным оборудованием. Во всех школах имеются современные спортивные залы, стадионы, столовые. В районных центрах и городах к услугам школьников – физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, залами для занятий различными видами спорта.
Министр образования и молодежной политики Чувашской Республики проинформировала, что с введением нормативного подушевого финансирования, проведением реструктуризации сети школ созданы достойные условия для получения качественных образовательных услуг всем ребятишкам, особенно – проживающим в сельской местности. Сегодня в Чувашии в каждом районе и городе теперь есть крупные современные образовательные центры (их по республике – 138), куда ежедневно на 277 школьных автобусах подвозятся более 11 тысяч детей почти из 800 деревень.
Вложенные в развитие образования средства, изменение механизма управления, новые образовательные технологии, массовое повышение квалификации учителей, конечно же, дают результаты. Так, например, учащиеся 4-х классов из школ нашей республики, участвуя в международном исследовании качества чтения и понимания текста ПИРЛС – 2006 в составе российской команды, которая возглавила лидирующую группу стран, показали самые высокие результаты. Введение единого государственного экзамена в Чувашии увеличило возможности выпускников для получения высшего образования в самых престижных вузах России
В своем выступлении министр остановилась также на вопросах использования IKT-технологий в образовательном процессе. Все школы республики имеют неограниченный доступ к Всемирной сети Интернет (причем – бесплатный!), обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием. Оно активно используется в организации дистанционных форм непрерывного методического и организационного сопровождения деятельности педагогов и управленцев, проведения интеллектуальных игр, олимпиад школьников и др. Педагоги активно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы, что особенно важно, по мнению Г. Черновой, в этом им часто помогают старшеклассники. На сегодняшний день у всех средних общеобразовательных учреждений, училищ, техникумов и вузов есть собственные сайты, и даже у детских садов.
Участие в крупном федеральном проекте – по поддержке регионов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, позволило не только привлечь в систему образования значительные дополнительные инвестиции, но и главное - решить давно назревшую проблему необходимости повышения заработной платы учителям. В целом сегодня средняя заработная плата учителя составляет 9 тыс. рублей (на 1 января 2007 года – 6,8 тыс. рублей, 1 января 2008 года – 8,0 тыс. рублей).
Нас радует, сказала Галина Петровна, что деятельность республики по комплексной модернизации получает высокую оценку внешних экспертов. Так, к примеру, в ежегодном Национальном докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, подготовленном по заказу Программы развития ООН, отмечено, что Россия по индексу развития человеческого потенциала занимает 65 место в мире, а среди регионов Российской Федерации Чувашская Республика занимает 29 место (данные –
В рейтинге регионов Приволжского федерального округа Чувашия по индексу образования лидирует. Это закономерно, учитывая, что последнее десятилетие развитие образования, человеческого капитала являлось в республике одним из главных приоритетов государственной политики.
В заключении министр отметила, что сегодня Президентом Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым перед системой образования поставлен новый уровень задач. Указом Президента утверждена Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года. В основу моделирования образования будущего заложено представление о системе образования как источнике новых социальных и экономических отношений, который определяет сценарий сегодняшней и завтрашней жизни.