С родителями классный контакт
Семья и школа – затертый, казалось бы, обществом штамп. Для иных родителей этот союз сегодня – скорее «брак по расчету» на одиннадцать лет. Но только не для канашских пап и мам. В общеобразовательной школе № 6 отцы, как в давние советские времена, ведут «мужские» кружки по резьбе и автоделу, а мамы на «внеклассных» занятиях учатся доверительным отношениям с повзрослевшими детьми. После работы, по собственному желанию. Это желание в них зародили и выпестовали два скромных учителя – Наталия Федорова и Ирина Пласкина. Секрет в том, что они «Самые классные классные». Так называется республиканский конкурс, который вот уже третий год проводится Министерством образования и молодежной политики и фондом «Чувашия» в рамках нацпроекта «Образование».
ПАПИНА «ДЕСНИЦА»
– Женин папа играет с нами в футбол, Викин – учит плавать в бассейне, Катин – правилам дорожного движения, Кристинин – возит на «Газели» на шашлыки, – взахлеб рассказывает 9-летний Миша Солдаткин. От волнения он лишь забыл про своего папу, который ведет кружок домашнего чтения, Диминого отца-шахматиста и Володиного – компьютерщика.
В 3«А» классе все активные папы наперечет: восемь на 24 школяра. Вернее, восемь ребят по-товарищески поделились с одноклассниками своими отцами. Столь оригинальная идея осенила классную руководительницу Ирину Пласкину.
– Еще три года назад, изучая личные дела моих первоклашек, я обратила внимание, что большинство – из неполных семей. Воспитывают либо мамы, либо бабушки. Эта родительская диспропорция проявилась в первый же год обучения. «Мамины» дети более ранимы и замкнуты. Невооруженным глазом было видно, что им не хватало отцовской поддержки. Посоветовавшись со школьным психологом Ириной Сударушкиной, разработала программу работы с семьей «Десница». Десница, в моем понимании, – сильная и в то же время заботливая мужская рука, которой так не хватает детям, растущим без отцов.
Мужчины, надо сказать, поначалу отнеслись к учительской затее со скепсисом: «ну, раз в школе велели, отметимся». Раз отметились, два. Дома ребенок уже тянет за руку: «Папа, Санька с Димой ждут тебя». Втянулись усатые няни. Появились футбольные субботы, турниры шахматного клуба «Четыре коня», «плановый» ремонт автомобиля в гараже, гордо названном «Формула-1». Только представьте себе эту картину: 7-10-летние пацанята деловито изучают железную начинку под капотом, натирают до блеска диски. Словом, колесо завертелось.
– Раскрылись дети, их творческие наклонности, подтянулись и сами мужчины, а матери радуются, что хотя бы в школе их чада получают отцовское воспитание. Семьи уверены: во двор к лоботрясам наших детей уже не потянет. Влияние другое, – подводит результат годовой работы Ирина Ивановна. В будущем сентябре программа продолжится – уже с подросшими за лето четвероклассниками.
– Что такое десница? – спрашиваю у Миши и его друзей.
– Это такой клуб, в котором папы играют с нами в свободное от работы время.
ПОДРУЖИТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
Семейные психологи констатируют: сегодня родители общаются с детьми примерно 10 минут в день, в советскую бытность – в четыре раза дольше. Эти самые психологи были бы удивлены, узнав, что у учеников обычного преподавателя английского языка Наталии Федоровой общение в кругу семьи превышает даже советский «лимит». Конечно, это достижение стоило ей огромного труда и потерянных выходных. Как-никак попыталась решить вечную проблему отцов и детей. Но результат налицо: у 11 из 12 родителей, участников ее авторской программы «Контакт», на порядок улучшились отношения с детьми. Так показало итоговое тестирование в конце года. «А тот один, наверное, не поверил в свои силы, слишком был занят бизнесом, поэтому эффект от наших занятий в течение года, увы, получился нулевой», – говорит Наталия Юрьевна. К слову, занятий и всякого рода психологических тренингов, ролевых игр («Дочки-матери», «Мальчишник») и чаепитий, не пугайтесь, было с полсотни. Вот, кстати, где у канашских родителей и возникло «дополнительное» время на общение с повзрослевшими отпрысками.
А начался «Контакт» год назад с банального вопроса: понимают ли вас родители? Почти все юноши и девушки ответили отрицательно. «В том числе и некоторые отличники, и президентские стипендиаты, – с улыбкой разводит руками «самая классная классная». – Я поняла, как много у нас, взрослых, стереотипов. Особенно насчет семейных отношений. Со временем они захламляют и молодые головы. Растет стена непонимания. В педагогике и психологии это называется неэффективная коммуникация».
Ломать самые крепкие стереотипы Наталии Юрьевне пришлось на старте. Родители, умом понимая, что общий язык с ребенком утерян, тем не менее наотрез отказывались участвовать в проекте: «в роли подопытных кроликов?!», «мы что, как маленькие будем играть в дочки-матери?» Да и выпускники фыркали, мол, у нас ЕГЭ на носу, а вы с глупостями…
– Однажды классная устроила встречу откровенных вопросов. Мы и родители заранее написали их, положив свернутые бумажки в лотерейную коробку, – рассказывает 17-летняя Наташа Николаева. – Я очень удивилась, когда на вопрос о поцелуе моя мама ответила, что впервые поцеловалась в 17 лет! Дома она мне про это никогда не говорила.
– А меня поразили слова наших родителей по поводу выбора будущей профессии. Оказывается, никто из них не хочет, чтобы мы пошли по их стопам, – подхватывает Настя Питеркина. В общем, за один год ребята узнали о своих папах и мамах, пожалуй, даже больше, чем за все предыдущие годы совместной жизни. Нашли контакт.
– В следующем учебном году я беру под классное руководство пятый класс. И уж с ними намерена работать в «Контакте» с первых дней, – обещает Наталия Федорова. – Согласитесь, подружить взрослого одиннадцатиклассника с вечно занятой семьей – это все равно что совершить тринадцатый подвиг Геракла.