Cегодня в Чувашии обсуждают реализацию комплексного проекта модернизации образования
Рабочий день экспертов начался с посещения чебоксарской гимназии № 5, которая по данным электронного мониторинга занимает лидирующие позиции среди образовательных учреждений республики. Затем для представителей республиканской прессы был дан брифинг «Реализация комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике». В нем приняли участие министр образования и молодежной политики Чувашской Республики Г. Чернова, представитель группы федеральных экспертов Института проблем образовательной политики «Эврика» В. Бацын, журналисты 13 республиканских печатных и электронных средств массовой информации.
Министр Г. Чернова проинформировала, как выполняются в республике основные направления комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Она отметила, что главная цель проекта - создание условий для получения качественного образования для всех детей, независимо от места жительства, которое позволит им получить профессию, востребованную на рынке труда, и в дальнейшем обеспечить собственное благополучие. И все направления, реализуемые в рамках КПМО, подчинены именно этой цели. Сегодня результаты образовательной деятельности сельских базовых школ практически сравнялись с результатами городских школ. Это подтверждают и результаты ЕГЭ по математике, и участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах и проектах, и поступаемость учеников в учреждения профессионального образования. Например, в 2007 году 50,6% выпускников сельских школ поступили в вузы, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году.
В ходе реализации КПМО увеличилась активность общественных формирований – управляющих и попечительских советов, которые сегодня действуют во всех школах. Общественные органы участвуют в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, выступают заявителями на участие школ и учителей в конкурсах в рамках нацпроекта «Образование». Галина Петровна подчеркнула, что система образования стала открытой, практически 100% школ ежегодно выступают с публичными докладами перед населением, имеют постоянно обновляемые сайты. Проводимая в республике оптимизация сети образовательных учреждений, вместе с введением нормативного подушевого финансирования способствуют эффективному вложению бюджетных средств в систему образования. Так, несмотря на демографический спад, наполняемость классов в течение ряда лет остается на постоянном уровне 19,7 – 19,8 учащихся. Если бы не введение НПФ и реструктуризация сети школ, то численность учащихся сократилась бы более чем на 30%, наполняемость школ и классов была бы значительно ниже, а это потребовало бы существенного увеличению бюджетных расходов.
В ходе реализации КПМО для дальнейшего повышения качества образования обновлена схема аттестации педагогических кадров, в основе ее - определение профессиональной компетентности учителей по 11 предметам в форме ЕГЭ, IT-компетентности, экспертная оценка профессиональной деятельности представителями профессиональных сообществ и общественных организаций. Со следующего учебного года ЕГЭ будут сдавать учителя всех предметов, в том числе преподаватели общеобразовательных дисциплин системы НПО. Для развития региональной системы оценки качества образования стали проводиться исследования уровня обучаемости учащихся профильных классов, с
Представитель федеральных экспертов Владимир Константинович Бацын отметил, что комплексный проект модернизации образования – это первый проект, который должен привести к социальным эффектам за пределами системы образования. По его мнению, задача школы помочь ребенку найти себя, научить применять полученные знания на практике, чтобы стать успешным и конкурентоспособным во взрослой жизни. Он также ответил на вопросы журналистов.
Сегодня же федеральные эксперты продолжили свою работу в Канаше на базе школы № 7. Здесь проходит экспертно-аналитический семинар «Общественное обсуждение реализации комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике». В нем участвуют руководители и специалисты органов управления образованием, представители инновационных школ, профессиональных педагогических ассоциаций и органов общественного управления образованием. На обсуждение вынесены вопросы: что понимать под качеством и эффективностью образования? От чего зависит качество образования? Какие существуют риски при реализации направлений проекта и др.