17:12 «Этнокультурный компонент в преподавании гуманитарных школьных дисциплин»
28 марта 2008 года прошла Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 160-летию И.Я. Яковлева «Этнокультурный компонент в преподавании гуманитарных школьных дисциплин», организованная конференции министерствами образования и молодежной политики ЧР, культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела ЧР, Чувашским национальным конгрессом и Чувашским республиканским институтом образования.
В конференции приняли участие 170 человек из пяти регионов РФ. Работа конференции шла по трем направлениям. Самой многочисленной (82 человека) стала секция «Проблемы преподавания чувашского языка и литературы» под руководством заведующего кафедрой чувашского языка и литературы ЧРИО Виноградовым Ю.М. и вице-президента ЧНК Абрамовым В.А. Всего на этой секции было заслушано 12 докладов. Наибольший интерес и оживленную дискуссию вызвали сообщения Г.Л. Никифорова («Лицей имени Г. Лебедева: история и перспективы»), Г.А. Федоровой («Проведение экзамена по чувашскому языку по новой форме в 9 классе»), В.Ю. Андреева («Использование электронных обучающих пособий в преподавании чувашской литературы»).
Работа секции «Этнокультурный компонент в школьном музыкальном образовании» проходила под руководством доцента музыкально-педагогического факультета ЧГПУ Галкиной В.Л. Здесь наибольшего внимания удостоились доклады Кузнецовой Л.В. («Интегративный подход к реализации национально-регионального компонента в образовательной области «Искусство»), Галкиной В.Л. («Педагогические исследования проблем национально-регионального компонента в музыкальном образовании»), Осиповой О.Э. («Национальная музыкальная культура как основа содержания деятельности музыкального профиля МОУ «Лицей-интернат имени Г. Лебедева»).
На заседании секции «Преподавание истории и культуры родного края в школе» присутствовали 38 человек и было заслушано 6 докладов. Наибольший резонанс вызвали выступления Дьяконовой Л.Г. («Региональная история как составляющая исторического образования в школе»), Васильевой Г.С.(«Инновационные технологии в краеведческой научно-исследовательской деятельности школьников»).
По результатам работы конференции были приняты следующие решения и рекомендации:
1. Признать успешной деятельность государственных органов Чувашской Республики по проведению сбалансированной национальной политики в области образования.
2. Одобрить создание в Чувашской Республике государственного стандарта образования применительно к его этнокультурному компоненту.
3. Считать своевременным введение новых форм итоговой аттестации выпускников по предметам этнокультурного содержания на всех этапах обучения.
4. Считать целесообразным увеличение количества часов на чувашский язык в 5-9 классах чувашской школы в связи с введением итогового экзамена по новой форме.
5. Рекомендовать зачесть оценки итоговых экзаменов по чувашскому языку в 9 классе чувашских и русскоязычных школ при поступлении в ПТУ, колледжи и вузы республики.
6. Приступить к изданию сборников конспектов лучших уроков чувашского языка и литературы.
7. Школам республики приступить к созданию детских фольклорных коллективов.
8. Рекомендовать дирекциям школ введение недель, месячников русского, чувашского и иностранных языков.
9. Просить соответствующие органы власти ускорить процесс по увеличению объема теле- и радиопередач на чувашском языке.
10. Рекомендовать редакторам Чувашского радио и телевидения, корреспондентам чувашских газет и журналов строго соблюдать нормы
современного чувашского литературного языка. Считать желательным проведение конкурсов по соблюдению норм чувашского языка на радио,
телевидении, печати и сцене.
11. Рекламным агентствам, оформителям информационных материалов обратить внимание на расширение использования чувашского языка в их сфере. Органам власти принять меры к поощрению использования чувашского языка (понижение налогов, процентных ставок и.т.п.).
12. Рекомендовать введение во всех общеобразовательных учреждениях республики (с 5 по 9 классы) дисциплины «Культура родного края» в качестве отдельного предмета не менее одного часа в неделю.
13. Рекомендовать включение в число критериев отбора учителей на получение гранта Президента ЧР пункта связанного с преподаванием КРК.
14. Рекомендовать министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики обеспечить школы республики достаточным количеством учебных пособий по КРК из расчета 1 ученик - 1 учебник.