Министерство образования Чувашской Республики

Тридцать лет и три года. Стратегический подход к подготовке квалифицированных специалистов вырабатывают в Чувашии

В ЧУВАШИИ РАЗРАБОТАН ПРО­ЕКТ «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРА­ЗОВАНИЯ В ЧР ДО 2040 ГОДА». ЭТО ПЕРВАЯ В РОССИИ ПОПЫТКА СМОДЕЛИРОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬ­НУЮ ПОЛИТИКУ РЕГИОНА НА СТОЛЬ ДЛИТЕЛЬНЫЙ СРОК. СЕЙ­ЧАС В РЕСПУБЛИКЕ ИДЕТ ОБСУЖ­ДЕНИЕ ПРОЕКТА, ИНИЦИАТОРОМ КОТОРОГО ВЫСТУПИЛ ПРЕЗИ­ДЕНТ ЧУВАШИИ НИКОЛАЙ ФЕДО­РОВ.

Урок моделирования в режиме он-лайн

Вместе с главой республики в обсуждении образовательной стратегии приняли участие как педагоги и руководители ведущих вузов Чувашии, так и работодате­ли — топ-менеджеры крупнейших предприятий, представители Тор­гово-промышленной палаты ЧР. Впрочем, присутствовать на встрече при желании мог кто угодно: трансляция «урока» ве­лась в Интернете в режиме он-­лайн. Если учесть, что в самой стратегии немаловажная роль от­водится дистанционному обуче­нию, обеспечивающему доступ­ность образования, такая форма обсуждения стала, по сути, своео­бразным наглядным пособием. Забегая вперед, можно сказать, что кроме доступности два других «кита», на которые опирается стратегия, это качество и непре­рывность образования.

Разумеется, пока документ на­ходится в начальной стадии (был бы проект полностью готов — за­чем его обсуждать?). Министр об­разования и молодежной полити­ки ЧР Галина Чернова, предста­вившая стратегию, лишь в общих чертах обрисовала основные на­правления развития, назвала це­ли и задачи. Тем не менее контуры образовательной политики рес­публики проступили достаточно явно.

Сейчас обсуждение проекта ведется и на форуме официально­го сайта министерства, причем желающих высказаться по этому поводу не так уж мало. Темы, ко­торые волнуют «виртуальных» участников обсуждения страте­гии, самые разные. Кого-то бес­покоит «школьный вопрос» в са­мых разных его проявлениях, некоторых интересуют особеннос­ти обучения детсадовцев, а кто-то высказывает свои предложения по улучшению качества высшего образования. Все эти аспекты (в той или иной мере) в документе присутствуют — ведь второй «кит», напомним, поддерживаю­щий стратегию, это непрерыв­ность образования — с рождения человека и до его ухода на пенсию. Но все-таки главная цель, ради чего, собственно, и затевалась раз­работка этого долгосрочного доку­мента, направлена на поддержку экономики республики, а в конеч­ном счете — на улучшение качест­ва жизни всех ее граждан. И обра­зование в данном случае является инструментом, без помощи кото­рого достичь цели невозможно.

Вакансий — не занимать

Руководитель Госслужбы за­нятости ЧР Леонид Шимин, кото­рый тоже принимал участие в об­суждении, ознакомил собрав­шихся с анализом вакансий, поступающих от работодателей ре­спублики. Из 87 тысяч заявок, сделанных в 2007 году, основная часть была предложена организа­циями обрабатывающих произ­водств (28,4процента), оптовой и розничной торговли, а также строительства (по 14,2 процента). По утверждению Леонида Шимина, свыше 80 процентов за­явок работодателей — это потреб­ность в замещении рабочих про­фессий, что не соответствует про­фессиональной структуре зареги­стрированных безработных граждан. А в разрезе отдельных профессий (как рабочих, так и служащих) разрыв между спро­сом и предложением еще более ощутимый. Если говорить о коэф­фициенте напряженности на рын­ке труда (этот термин означает со­отношение численности безра­ботных к числу заявленных ва­кансий), то на 1 января 2008 года

по рабочим профессиям он соста­вил 0,8, а по специалистам — 3,4.

Руководитель Госслужбы за­нятости ЧР назвал конкретные специальности. К примеру, на 1 января нынешнего года на одну заявленную вакансию экономис­та претендовали 42 человека, то­вароведа — 29, финансиста — 16, библиотекаря —15, юриста — 7. В то же время, сказал Леонид Ши­мин, ощущался острый недоста­ток во врачах, геодезистах, инже­нерах-конструкторах и энергети­ках, риэлторах, фармацевтах, программистах и некоторых дру­гих специалистах.

По-прежнему востребованы рабочие традиционных профес­сий — газосварщики, слесари, то­кари, электрики, электромонтеры, обрубщики, водители и практиче­ски все специалисты строительст­ва. Все еще не хватает в республи­ке продавцов, швей, закройщиков и портных, поваров и кондитеров. А вот спрос на неквалифицирован­ную рабочую силу — вахтеров, гар­деробщиков, кочегаров, курьеров — значительно упал.

Но даже если человек имеет какое-то профессиональное об­разование (неважно — высшее или начальное), это не означает, что он сразу устроится на работу. По словам Леонида Шимина, в прошлом году в органы службы занятости обратились более 2,5 тысячи выпускников учреждений профессионального образова­ния, в том числе около 1900 — окончившие их в 2007 году.

Профессиональный состав не­востребованных на рынке труда завершивших образование в ос­новном тот же, что и среди граж­дан, имеющих трудовой стаж. В течение прошлого года признаны безработными 610 выпускников учреждений начального профес­сионального образования, 1067 — среднего специального и 891 — высшего профессионального об­разования.

Вывод отсюда можно сделать только один: молодые люди, по­лучая те или иные специальности, тратили время (а зачастую и день­ги) на обучение профессиям, в ко­торых республика не нуждается.

Расписание на завтра

По словам министра образова­ния ЧР Галины Черновой, в рес­публике уже начали пересмотр структуры профессий, планов приема в образовательные уч­реждения. Ведется работа и по формированию сети многоуров­невых образовательных учебных комплексов.

Передача учреждений проф­образования на республикан­ский уровень, создание модель­ных ресурсных центров, воз­рождающееся активное парт­нерство с работодателями — все это уже позволило отчасти мо­дернизировать систему. Но, как сказала Галина Чернова, это только начало.

В республике перестали про­водить подготовку по 22 невос­требованным рабочим професси­ям, а также по 18 специальностям. Результатом стало снижение доли выпускников, зарегистрирован­ных службой занятости в качестве безработных.

В дальнейшем, по мнению раз­работчиков проекта, необходим переход на подготовку рабочих и специалистов на основе государственного, муниципального, кор­поративного и индивидуальных заказов с одновременным усиле­нием автономности образова­тельных учреждений. Такой под­ход, считают авторы стратегии, даст возможность усилить конку­рентную среду на рынке образо­вательных услуг.

В настоящее время по заказу в республике обучаются более 70 процентов учащихся начального профобразования, в системе среднего — только 11 процентов, в вузах — около 30. В министер­стве допускают, что какая-то часть учебных мест всегда будет оставаться для индивидуальных заявок (на долю тех, кто учится как бы только для себя). Но в ос­новном все учреждения профоб­разования должны перейти на обучение по заказам.

Начинать модернизацию под­готовки специалистов следует со школы. По мнению Галины Черно­вой, в образовательную сеть, кро­ме школ и системы профобразова­ния, должны включиться учрежде­ния дополнительного образова­ния, работодатели и местное сооб­щество. В республике обязательно появятся (и уже появляются) сете­вые образовательные программы по разным профилям, составлен­ные по модульной технологии.

Основное направление разви­тия, считают разработчики проек­та, это формирование производ­ственных научно-образователь­ных комплексов по кластерным группам. В одной связке должны работать учебные заведения всех уровней, промышленные предпри­ятия, отраслевые НИИ. То есть это будут своего рода «профессиональ­ные учебные холдинги», осуществ­ляющие подготовку рабочих и спе­циалистов в соответствии с потреб­ностями конкретной отрасли.

Вполне возможно, что в ходе обсуждения появятся и новые ре­шения. Какой окончательный вид примет образовательная страте­гия Чувашии, мы узнаем уже ско­ро, еще до начала нового учебно­го года.

 

КОММЕНТАРИИ

Николай Федоров,

ПРЕЗИДЕНТ ЧУВАШИИ.

— Я поставил перед правительст­вом республики, перед министром образования такую неожиданную задачу прежде всего потому, что нам не на что больше рассчиты­вать, кроме как на интеллектуаль­ное развитие наших граждан. На развитие эффективности воспро­изводства знаний, или, по-друго­му говоря, экономики идей, эко­номики высококвалифицирован­ных специалистов. Делать это нас заставляет сама жизнь: в Чувашии нет сырьевых ресурсов. Многие думают, что нам не повезло, хотя я так не считаю.

 

 

 



"Российская газета"
25 марта 2008
00:00
Поделиться