Министерство образования Чувашской Республики

Пазл собирала по кусочкам

Автор: Андрей СЕРГЕЕВ. 20.03.2008

Победа в номинации “Мой город” на научно-практической конференции “Наука. Творчество. Развитие” присуждена воспитаннице ЦРТДиЮ, одиннадцатикласснице школы № 11 Татьяне Борисовой за исследование “Роль национального проекта в развитии образования (на примере Новочебоксарска)”. Ее наставниками стали руководитель городского Центра мониторинга и новых образовательных технологий Альбина Эндюськина, студентка исторического факультета ЧГПУ им. И.Яковлева Малека Гасанова. Расскажем о работе подробнее.

Image
Татьяна Борисова.

Первая часть исследования — перечисление результатов нацпроекта “Образование” за несколько лет. Об этом “Грани” не раз писали, потому остановимся на них вкратце. Пять новочебоксарских школ и 25 педагогов удостоены грантов Президента РФ в размере одного миллиона рублей и ста тысяч рублей соответ­ственно. Лауреатами премии Президента РФ в размере 60 и 30 тысяч рублей стали 16 учащихся (гранты талантливой молодежи). Классным руководителям ежемесячно выплачивается по тысяче рублей.

В течение двух лет в школы поступили оборудование и наглядные пособия для кабинетов физики, химии, биологии, географии, иностранного и русского языка на сумму 7,5 миллиона рублей. Обновлена мебель в классах, где занимаются первоклашки. В школьных столовых установлено новое оборудование. Все учебные заведения подключены к Интернету. Компьютерами оснащены школьные библиотеки. Реализуется комплексный проект модернизации системы образования (введение нормативного подушевого финансирования, ЕГЭ и муниципальные экзамены, участие общественных советов в управлении образованием...).

Гораздо более интересной представляется вторая часть — социологическое исследование (анкетирование и тестирование). Форму опроса юная исследовательница взяла из российского издания “Вести образования”. В Новочебоксарске опрошены более 500 учителей в трех возраст­ных группах (до 30, от 30 до 50 лет, старше 50).

Итак, “Какое событие 2007 года вы считаете наиболее значительным в образовательной политике России?”. В нашем городе все опрошенные дали такие ответы: реализация приоритетного национального проекта “Образование”; введение новой системы оплаты труда (по России такой ответ дали 75 проц. опрошенных). “Какое событие 2007 года вы считаете наиболее значительным в образовательной политике Чувашской Республики?”. Среди ответов встречались: введение новой системы аттестации; единого муниципального экзамена (категория до 30 лет); открытие гимназии № 5 в Чебоксарах; участие Чувашии в национальном проекте “Образование” (категория от 30 до 50 лет); приезд Президента РФ Владимира Путина в Чувашию; введение единого муниципального экзамена (категория старше 50 лет). “Какое событие 2007 года вы считаете наиболее значительным в образовательной политике Новочебоксарска?”. Поступили такие варианты:  введение единого муниципального экзамена; новая система оплаты труда; организация компьютерных курсов на базе ММЦ; открытие кадетских классов; создание Новочебоксарского отделения Ассоциации учителей Чуваш­ской Республики.

Далее следуют вопросы об уровне зарплаты учителей, необходимости обязательного 11‑летнего образования, оценки качества образования. Что касается последнего вопроса, то согласно результатам большинство педагогов считают, что при оценке качества образования следует учитывать не только результаты ЕГЭ, но и в равной мере внеучебные достижения учащегося. “Действительно ли ЕГЭ существенно облегчает выпуск­никам из регионов  поступление в столичные вузы?” В этом убеждены (“да, многие выпускники нашей и соседних школ поступили в столичные вузы благодаря ЕГЭ”) 57,1 процента опрошенных до 30 лет, 42 проц. в возрасте от 30 до 50 и 51,9 проц. тех, кто старше 50 лет. Остальные варианты выбрало гораздо меньше респондентов всех трех категорий.

Результаты, полученные в Новочебоксар­ске, совпали с общероссийскими лишь отчасти. Если в целом по России преподаватели указали, что родители должны управлять укладом школьной жизни, влиять на зарплату учителей (51,61 проц.), то в Новочебоксарске так считают не более 6,6 проц.

В целом по России царят куда более пессимистические настроения, чем в нашей республике. Так, 57,14 процента российских респондентов считают, что в рамках отбора лучших учителей “опять поощрили тех, на кого указала администрация” (у нас 21,7 проц. всех ответов), по России не верят в то, что приоритетный нац­проект что-то изменит, 52,17 проц. опрошенных (у нас 13,3 проц.).

Андрей СЕРГЕЕВ.



Газета "Грани"
20 марта 2008
00:00
Поделиться