Министерство образования Чувашской Республики

ЕГЭ сдают учителя. Чувашские педагоги первыми в России испытали на себе, что такое единый экзамен

В этом учебном году в Чувашии введена новая процедура аттестации учителей и руководящих работников школ.

Один из ее этапов - проверка предметной компетентности педагога в форме единого государственного экзамена.

… В чебоксарской школе № 10 толпился народ. Нервные разговоры, взволнованные лица. В общем, нормальная предэкзаменационная обстановка. Необычным было лишь то, что публика собралась далеко не школьного возраста - люди солидные, серьезные. Почти четырем­стам преподавателям русского языка предстояло важное испытание - сдать ЕГЭ по своему предмету по тем же тестам, которые предназначаются старшеклассникам.

- Мои ученики за единый экзамен получили только хорошие отметки. Стыдно будет сдать меньше, чем на пятерку, - поделилась эмоциями учительница чебоксарской школы № 10 Ирина Евсеева. Накануне она проштудировала все брошюры и конспекты, накопленные с начала ЕГЭ, с 2001 года.

- Да, волнение есть. Но больше, пожалуй, азарта. Интересно пройти тот же путь, что и ребята, - пояснила свою позицию учительница ядринской школы № 2 Нина Агеева. Добавим - не только интересно, но и полезно. Теперь преподаватели на личном опыте знают, как настроить школьников на экзамен.

Но вот ЕГЭ начался. Он, пожалуй, ничем не отличался от ученического. Разве что педагоги гораздо быстрее справлялись с заданием и покидали аудиторию. Как, собственно, и должно быть, если учитель отлично знает свой предмет и на высокую квалификационную категорию претендует по праву. А получить любую категорию без сдачи ЕГЭ теперь не удастся никому. Исключение составляют учителя начальных классов, работники детсадов, а также преподаватели музыки, ИЗО и прочих предметов, по которым единый экзамен не проводится. Для них аттестация будет проходить по прежней схеме. Такое решение приняли в Министерстве образования и молодежной политики ЧР.

ЕГЭ по 12 основным учебным дисциплинам - первый этап аттестации. В ноябре минувшего года его прошли более 23 процентов учителей республики, это почти 1300 человек. Второй этап - проверка знания компьютерных технологий. В декабре ей подверглись абсолютно все преподаватели, решившие аттестоваться на квалификационную категорию. Затем экспертные группы приступили к оценке результативности труда работников образовательных учреждений.

А английский - на троечку…

Введение новой формы аттестации обусловлено участием Чувашии в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) и внедрением новой системы оплаты труда учителей. В КПМО участвует 21 российский регион, и каждый разрабатывает свой путь, свою "дорожную карту". Анализировать профессиональный уровень учителей с помощью ЕГЭ решили только в Чувашии.

- И эксперимент себя оправдал, - отметила директор республиканского Центра новых образовательных технологий Галина Арзамасцева. - Он подтвердил, что в Чувашии хорошие учителя. Математику на отлично сдали 252 преподавателя из 257, общая средняя оценка по стобалльной шкале - 86 баллов. Неплохие итоги и по русскому языку. 39 учителей заработали на экзамене по сто баллов. По другим предметам максимального результата добились еще 64 педагога. Для сравнения: среди тринадцати с половиной тысяч выпускников минувшего года стобалльников - 49. Успешно справились учителя и с тестами по биологии и химии. Средний балл по этим предметам - 84,7 и 84,6 соответст­венно. Почти 90 процентов отличных отметок получено за ЕГЭ по истории и географии. На последнем месте в рейтинге результатов - ино­странные языки. Средний балл - 72, не обошлось и без троек. Как объяснили в Минобразования ЧР, такая ситуация в общем­то не удивительна. Уже семь лет чувашские выпускники в обязательном порядке сдают ЕГЭ по математике, два года - по русскому языку. У учителей накоплен опыт в подготовке к этим экзаменам, соответственно, есть и личный результат. А вот иностранный язык на ЕГЭ - предмет не массовый.

- Обнаружился еще один любопытный момент, - подчеркнула Галина Арзамасцева. - Пробелы в знаниях у школьников и педагогов во многом совпадают. Значит, есть сбой на самой начальной стадии - во время обучения будущих учителей в местных вузах (в школах республики в основном свои кадры).

Разумеется, эти недоработки будут ликвидированы.

От выплат за часы - к оплате за знания

Учительский ЕГЭ сработал с прицелом на будущее. Ведь через два года все экзамены выпускники будут сдавать в форме ЕГЭ. Так что у педагогов для такого рода испытания двойная мотивация - и на результат учеников, и на свой собст­венный. Дело в том, что в Чувашии с 1 сентября 2007 года введена новая система оплаты труда учителей. Во всех школах республики введен фонд стимулирования. В 30 школах новая система оплаты труда действует по полной схеме, постепенно она будет распространяться и на другие школы. А при ней разница в категориях заметно скажется на зарплате. Уже сейчас в экспериментальных школах - при прочих равных условиях - учитель с высшей категорией получает на пять тысяч рублей больше коллеги с первой категорией. Так что стимулы есть. И желание совершенствоваться у педагогов тоже есть - по данным Минобразования ЧР, претендентов на аттестацию в этом учебном году оказалось в полтора раза больше, чем в прошлом.

В последние годы для школ ЧР было сделано очень много с точки зрения материальной. Но если главное звено - учитель - не будет соответствовать времени, от затрат должного эффекта не будет. Именно поэтому в оценке педагогического труда намечен важный переход от количества к качеству, от выплат за часы - к оплате за знания и итоги работы. И ЕГЭ, и новая форма аттестации в целом четко выявят лидеров и отстающих среди учителей. И наверняка заставят последних наверстать упущенное.

Компетентно
Галина Чернова, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики:

- Комплексный проект модернизации образования включает пять направлений - введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход школ на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. Четыре из них успешно реализуются уже несколько лет, новацией для системы образования ЧР является только новая система оплаты труда. На ее введение и сделан акцент в деятельности министерства и органов местного самоуправления.

Во введении новой системы оплаты труда участвуют все школы республики, но в разной степени. Сейчас идет апробация по двум направлениям. Во всех школах отрабатывается механизм распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, где каждый педагог и все сотрудники школы получают надбавки по результатам своей деятельности.

Главное же нововведение отрабатывается пока только в 30 пилотных школах, набравших наивысшие баллы при проведении конкурсного отбора на гранты президента РФ и президента ЧР. Здесь новая система оплаты труда апробируется по полной схеме. Педагогам выплачиваются должностные оклады за 36 часов работы в неделю, которые устанавливаются в зависимости от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, уровня образования, стажа и квалификационной категории, т.е. если раньше педагог получал зарплату за уроки, то сейчас нормируются и учитываются все виды его деятельности, включая воспитательную. Большое значение приобретает квалификация педагога (при наличии, например, высшей категории зарплата увеличивается почти вдвое по сравнению с учителем, не имеющим категории).

Механизм новой системы оплаты труда направлен на поддержку талантливых учителей, которые достигают наилучших результатов.



10 января 2008
00:00
Поделиться