Министерство образования Чувашской Республики

Зарплатная революция

Перемены в оплате труда, начавшиеся этой осенью в школах республики, многие эксперты называют революцией. И уточняют — бархатной. Потому что меняли не все и не сразу. Полностью на новую систему оплаты — не за часы, за работу в целом — перешли пока только тридцать школ. Зато абсолютно во всех школьных коллективах ввели стимулирующие надбавки за качество и результаты работы. Для всех, от директора до технички.

 «На стимулирование» в нынешнем году должно было пойти 10 процентов от фонда оплаты труда. Как эти деньги делить, как оценивать результаты в школах, судили и спорили весь август. И сентябрь. «В начале учебного года мы организовали семинары для директоров школ. Заодно и сами учились, — говорит заместитель министра образования Валерий Устяк. — Начинали ведь практически с нуля, никаких нормативных документов не было. В ряде школ, кстати, хотели решить проблему просто: поделить надбавки поровну. Но мы этот вариант сразу отклонили. Ведь тогда новая система просто бы не имела смысла».

Постепенно процесс пошел. В октябре надбавки вместе с сентябрьской зарплатой начали выдавать в районах. А в ноябре — и в школах столицы.

СОЦСОРЕВНОВАНИЕ В ШКОЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Одними из первых с арифметикой надбавок разобрались в Большечурашевской школе Ядринского района. Директор Владимир Черлаков признается: «Нам было проще. В начале 90-х в школе ввели своеобразное соцсоревнование для педагогов. Каждый месяц подсчитывали баллы, по итогам полугодия платили премии лучшим учителям. Потом начались проблемы с финансированием, и инициативу забросили. Но опыт пригодился».

На примере большечурашевцев посмотрим, что делили и как. В сентябре школьный фонд оплаты труда составил 250 тысяч рублей в месяц (благодаря повышению зарплаты вырос он, по сравнению с маем, на 50 с лишним тысяч). 10 процентов от фонда — это 25 тысяч в месяц. А работают в школе более 50 человек. Отдельно для нескольких групп — учителя, администрация, техперсонал — были разработаны критерии оценок, с баллами. У учителей, к примеру, критериев оказалось 17 — в зачет шли успеваемость учеников, новые педагогические разработки, знание компьютерных технологий и т. д. Определили и стоимость одного балла — 102 рубля.

Сначала сами себя оценили учителя — по каждому из 17 пунктов. После этого «рейтинги» обсудили на управляющем совете школы, в состав которого входят семь родителей, четыре работника школы, три старшеклассника и глава местного поселения. «Оценки» на совете чуть-чуть подкорректировали: решили, что кто-то свои достижения слегка преувеличил, кто-то, наоборот, поскромничал. После чего вышел директорский приказ о выплатах. Минимальная надбавка для педагога, работающего на полную ставку, составила в итоге 400 рублей. Максимум — две тысячи — получил учитель биологии Николай Рахкошкин. А общая, вместе с надбавкой, зарплата вышла у него порядка десяти тысяч. Кстати, супруга Николая Георгиевича тоже работает в этой школе. И тоже получила неплохую надбавку. Дополнительным деньгам Рахкошкины применение уже нашли — на семейном совете решено было купить лазерный принтер.

ПОЧЕМ БАЛЛ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Примерно по такой схеме распределяли надбавки и в других школах. Но с простором для творчества. В чебоксарской школе №47, к примеру, в отдель-ную группу выделили и учителей младших классов. Каждая школа сама определяла шкалу критериев, стоимость балла. И «цена» везде получилась разной, от 100 с лишним рублей до 19 с половиной.

Разброс по стимулирующим надбавкам тоже вышел заметный. Кто из учителей получил 200-250 рублей, кто — тысячу-полторы. Абсолютный максимум, более трех тысяч рублей, заработали два педагога из Шумерли и Канаша.

Не всегда, конечно, процесс шел мирно и гладко. Не все школьные труженики остались довольны результатами оценки своего труда. А некоторые чебоксарские учителя наотрез отказались от самоанализа. Из принципа — некорректно, мол, самому себе баллы выставлять…

ОЦЕНИТ ЛИ УЧЕНИК УЧИТЕЛЯ?

Как всякий эксперимент, первый опыт с новой системой зарплаты показал и слабые звенья. Выяснилось, например, что в финансовых вопросах некоторые главы школ плавают, как двоечники на экзамене. «Спросишь у иного директора про фонд оплаты труда, про надбавки и выплаты. А он в ответ: «Подождите, я сейчас бухгалтера позову», — говорит заместитель министра образования Светлана Петрова. — Но ведь директор школы сейчас — не старший учитель. Он в первую очередь менеджер, экономист. И эти цифры знать обязан».

Еще до начала эксперимента организаторы его выдвинули условие — распределять надбавки непременно с участием общественности. Формально его выполнили: к сентябрю во всех школах появились управляющие или попечительские советы. Однако создать и работать — две большие разницы. Порой родители-«управители» в школьные рейтинги особо вникать и не стремились — некогда. И в школу забегали только на минутку, чтобы оставить «автограф» в протоколе управляющего совета.

К составлению учительских рейтингов в общей своей массе остались непричастны и ученики. По одной причине — их никто и не спрашивал. Конечно, вряд ли Вовочка из 5 «Б» сможет объективно оценить педагогические достижения математички Марии Ивановны. Но есть ведь и воспитательный процесс, где важно доверие к учителю, общая атмосфера в классе. И тут мнение школяров, наверное, пригодилось бы. Один из педагогов со стажем по этому поводу привел в пример опыт Англии. Уже много лет британские школы рассылают по семьям учеников свои оценочные анкеты, и заполняют их вместе дети и родители. Может, такие анкеты для всей семьи со временем появятся и у нас.

СТИМУЛ ЗА РЕЗУЛЬТАТ

При распределении «школьных стимулов» четко высветилась одна закономерность. Самые высокие баллы и, соответственно, надбавки достались уже известным лидерам — обладателям путинских премий, грантов Президента Чувашии.

Кто-то скажет: несправедливо получается, одним все, другим — почти ничего. «Но я думаю, подход этот правильный, — рассуждает Владимир Черлаков. — За основную работу учителю идет зарплата. А надбавки — это уже за ее результат. И потом, кто в дальнейшем мешает человеку проявить себя? Ведь распределять надбавки в школах будут каждые полгода. Вот пример — вместе с педагогами простимулировали мы и техперсонал. Суммы вышли небольшие, от 3 до 0,5 балла. Но эффект уже есть. Недавно на перемене смотрю — технички перила тряпочкой протирают. Раньше такого от них не дождаться было. А главное — и многие учителя подтянулись. Так что в январе, когда снова начнем распределять надбавки, будет что пересматривать».

Для справки

Новая система оплаты труда в школах Чувашии введена в рамках комплексного проекта модернизации образования. Основная цель новшества — тесно увязать заработную плату с качеством и результативностью труда.

С 1 сентября зарплата работников школ складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей. В последнюю входят выплаты за научные степени и госнаграды и поощрительные выплаты за качественную и эффективную работу. Причем стимулирующая часть постоянно будет расти. В следующем учебном году она составит уже 20% от фонда оплаты труда. А к 2009 году расходы на стимулирование увеличатся до 30% от ФОТ.



06 декабря 2007
00:00
Поделиться