Министерство образования Чувашской Республики

Школа новой формации


Чебоксарская школа № 61 хоть и называется скромно «средняя общеобразовательная», однако рядовой ее никак не назовешь. В нее компактно «вмонтированы» школа искусств, спорткомплекс с бассейном. Такую многофункциональность строителям заказали жители микрорайона «Молодежный жилой комплекс». Чтобы для детей все было под рукой. Результат не заставил себя долго ждать: в 1996 году 61-я СОШ была названа «школой года России», затем на уровне республики — «школой открытий» и «школой здоровья», а в 2006-м в рамках нацпроекта «Образование» выиграла грант в миллион рублей. Словом, с какой стороны ни посмотри — инновационная. Что стоит за этим определением, нам рассказала директор школы Наталья Гурьева.

 

— Во-первых, инновационная не значит элитная. У нас учатся самые обычные дети, более полутора тысяч учеников. Наша школа одна из крупнейших в республике. И с первого дня ее открытия педколлектив поставил перед собой задачу создать детям комфортные условия для учебы и творчества, чтобы ребенок здесь не просто «посещал уроки», а жил полнокровной жизнью. Это стремление дало толчок для последующих инноваций. Так, например, с 1997 года школа является республиканской базовой площадкой по обучению детей по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Да и другие методики, по которым работают наши учителя, учат ребят самостоятельности, применять полученные знания на практике, или, как говорят педагоги, формировать компетенции.

— И каковы результаты?

— Думаю, неплохие. Например, выпускница Наташа Соколова заняла в 2006 году призовое место во Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Причем без каких-либо факультативных занятий или университет-ских репетиторов. Девочка без экзаменов поступила в МГУ. В этом году другой наш ученик Сергей Михайлов достиг таких же успехов на состязании по истории, он также без экзаменов стал студентом МГИМО. Но са-мую объективную оценку эффективности системы развивающего обучения мы получили, когда школу покинул первый выпуск, десять лет занимавшийся по Эльконину. На ЕГЭ эти ребята не получили ни единой «двойки» и даже «тройки». Но надо отметить, по упомянутой системе занимаются не все наши ученики — только по 2 класса в каждой параллели.

Однако это не значит, что остальные дети учатся по старинке. Последние два года мы участвуем в еще одном республиканском эксперименте: начиная с 9 класса все ребята по желанию выбирают профиль обучения. В школе готовят «математиков», «гуманитариев», «экономистов», «химиков», «дизайнеров», «спортсменов», есть даже эстетический и хоровой классы. Такое деление по интересам помогает подросткам определиться с будущей профессией. Кстати, мы заметили, что хоровое пение удивительно благотворно влияет на умственное и психическое развитие детей, они меньше болеют, лучше учатся.

— По поводу здоровья. Судя по статистике, более половины российских школьников имеют функциональные нарушения. И чем старше классы, тем больше заболеваний. Не вредит ли такая большая учебная нагрузка детям?

— Наша школа не закрывалась на карантин несколько лет. Это показатель? В школе все построено так, что детским хворям не остается никаких шансов. Например, кабинеты младших классов за счет средств, выделенных в рамках нацпроекта, мы оборудовали регулируемыми по росту партами, а в некоторых классах поставили специальные конторки — малыши, устав сидеть за партой, могут писать и читать стоя. Или прямо во время урока размять ноги на массажных ковриках. В школе для детей и взрослых работает психологическая служба.

Здоровый образ жизни, который с легкой руки Президента Николая Васильевича Федорова вошел в республике в моду, — одно из приоритетных для нас направлений. В школе большое внимание уделяется развитию плавания. Сегодня без лишней скромности можно сказать, что мы стали кузницей сборной Чувашии, воспитав двух мастеров спорта и трех кандидатов. Этим ребятам создан индивидуальный график обучения: утром и вечером тренировки, а днем — уроки, все как в настоящей ДЮСШ. С открытием в 2003 году спорткомплекса в школе проходят матчи по баскетболу, волейболу. А в футбол у нас играет чуть ли не весь микрорайон. Дождь ли, снег ли, а ребят до 11 вечера домой не загонишь. Самое удивительное, что заводила у них — один из наших увлеченных спортом родителей.

— Откройте секрет, на что потратили президентский миллион?

— Секрета нет. Оборудовали техникой три кабинета информатики, установили интерактивную доску, закупили мебель и лабораторное оборудование для занятий по физике и химии, организовали учителям курсы компьютерной грамотности. А в этом году в рамках нацпроекта мы получили новое оборудование для школьной столовой и полтора миллиона рублей на ремонт крыши и покупку парт для первоклашек. На 400 тысяч, подаренных нам городом за первое место в конкурсе «Лучшая школа столицы», обновили актовый зал. Не хватило только денег на новые стулья, но наш попечительский совет обещал решить эту проблему к празднованию 15-летия школы.

— Такие финансы директорам школ раньше и не снились…

— Да, сегодня не надо, как это бывало, ломать голову, где найти деньги на ремонт. Сегодня правительство пытается создать все условия, чтобы педагог мог всецело посвятить себя детям, своему профессиональному росту и разработке новых проектов. За два года, что реализуется нацпроект, обладателями премии Президента России в 100 тысяч рублей стали 5 наших учителей, еще один получил премию Президента Чувашии. А с этого года за достижения в работе педагогам пойдут и стимулирующие надбавки к зарплате. Согласитесь, хороший стимул для бюджетника.

Сегодня многое изменилось. Посмотрите сами: новые школы, стипендии и гранты всех уровней, компьютерные классы в каждой школе, бесплатный доступ в Интернет, школьные автобусы в селах, те же модельные библиотеки — все это появилось буквально за последние один-два года. В школу наконец-то стали приходить молодые специалисты. Вот недавно мы приняли двух выпускниц вуза учителями информатики. Уверяют, им интересно работать.



01 декабря 2007
00:00
Поделиться