Министерство образования Чувашской Республики

«Учителю шпаргалка не поможет»

Обычно учителя, волнуясь,  провожают учеников на экзамен.  Тут же вышло наоборот.  Ребята из   ядринской школы № 2  весь день переживали за свою  учительницу Нину Агееву,  сдающую в Чебоксарах  ЕГЭ по русскому языку.   Сама  их наставница перед экзаменом  призналась: « Да,  волнение есть.   Но больше, пожалуй,   азарта -   интересно  пройти тот же путь, что     и ребята накануне экзамена».
Разделить судьбу   учеников   предстоит  в этом году  большинству педагогов,   сдающих «экзамен»  на категорию.  Ведь аттестация учителей   проходит теперь по  новым правилам.   Всем педагогам   надо будет  сдать « зачет» по освоению     компьютерных технологий,     а учителям - предметникам -   и  ЕГЭ по своей школьной науке.
На пресс-конференции перед первым учительским ЕГЭ, министр образования Галина Чернова,  отметила,  что этот экзамен -  очередной шаг  в  реализации  комплексного  проекта  модернизации   отрасли. «В последние годы для школ было  сделано  очень много с точки зрения материальной, -  подчеркнула она. -  Большие деньги вложены в  их техническое оснащение, в  новые компьютеры, современные учебные кабинеты.    Но если  главное звено - учитель - не будет  соответствовать времени -  от  затрат   должного эффекта  не будет».    Именно поэтому  в    оценке  педагогического труда  намечен важный  переход   от количества  к качеству, от выплат  за часы   - к  оплате    за знания и итоги работы.   На это  нацелена и новая система оплаты труда учителей,  и  новые правила аттестации. Кстати, последнее новшество, судя по всему, педагогов не испугало: по словам Г. Черновой претендентов на аттестацию  в этом году  оказалось  в полтора раза больше, чем в прошлом.   
Но, заметила министр,  сейчас и цена вопроса выросла.  Новая система оплаты труда,  на которую  пока перешли только в 30 школах,  через два года   будет  обязательной для всех.  А при ней  разница в категории  заметно скажется на зарплате.  Уже сейчас в экспериментальных» школах -  при прочих равных  условиях -  учитель с высшей категорией  получает  на   пять тысяч больше коллеги с первой категорией.  Так что  стимулы есть.  И желание  совершенствоваться у педагогов тоже есть. Но  с лидеров, как известно,    и спрос выше.
Кстати, утверждение ЕГЭ  как этапа учительской  аттестации,  по словам Черновой, прошло не без споров.   Упоминался , в частности,   и  психологический момент  - не так просто  взрослому человеку сдавать экзамен как школьнику.   Хотя прецедент был. Министр вспомнила,  как два года  сама  писала тесты ЕГЭ по русскому языку -  в совместном эксперименте  Минобразования и «Советской Чувашии»: « и волнение определенное было,  и     вопросы в тестах  попадались  непростые, из тех, что в свое время в школе не проходили».    Кстати,  один из  участников  эксперимента,   солидный  ответственный работник,  тогда, перенервничав, чуть было не  сбежал с экзамена…..
Казалось бы, учителям, каждый день  рассказывающим ученикам про  падежи и склонения,   что переживать за успех дела.  Но и   профессионалы в «великом и могучем»  тоже волновались.  Учительница   чебоксарской школы № 10  Ирина  Евсеева,  державшая экзамен  в родных стенах, накануне экзаменовки   проштудировала все  брошюры и конспекты,   накопленные с начала ЕГЭ, с  2001 года.    «Ученики   за  единый экзамен получили только     хорошие оценки -  пояснила она, -     стыдно будет  сдать меньше, чем на пятерку».    Ее  коллега  Инесса Щепетова из 4-ой гимназии перед экзаменом  взялась за   «библию» всех  преподавателей русского языка  -   справочник Розенталя. Третья же  учительница   на всякий случай сравнила экзаменуемого учителя  с  футбольным тренером, которому     может и не обязательно  лично голы забивать.  Главное -  чтобы подопечные не промахнулись.
Наблюдая  перед экзаменом за  педагогами,   можно было предположить,  кто  чему учит ребят. И как учит.    «А можно мне часть «С»  не решать - я же только на  вторую категорию  иду?» -  нервно  допытывалась  одна из учительниц.  Примостившаяся в  уголке стайка немолодых «русичек» тем временем    старательно переписывала   с помятого тетрадного листочка  ответы на часть «А». Непонятно,  где  учительницы добыли эти ответы,   но старались,  в общем-то,  зря.  «Тестов один к одному как на школьном ЕГЭ,  в этот день  не было  - задания « слепили»  из нескольких вариантов», -   пояснила  директор  Центра новых образовательных технологий Галина Арзамасцева
В целом на  первом  учительском ЕГЭ  все, пожалуй,     шло как в жизни,  как на обычных школьных  экзаменах.     Их   ведь сдают и отличники,    и ребята, что  в знаниях   не  очень  сильны.   Точно так же и ЕГЭ, и аттестация в целом,  и  новая система оплаты труда   четко  выявят  лидеров и  отстающих среди учителей. И, будем надеяться,  заставят   последних наверстать упущенное.  Кстати,  вместе с  учителями  на «качественную» оплату труда   переходят  сейчас и врачи.  А в целом было бы  замечательно, если б    зарплату  за качество работы,  а не за отбытые на службе часы получали все.  От дворников до чиновников.




"Советская Чувашия"
08 ноября 2007
00:00
Поделиться