Не красный нос. Почему студенты мечтают провести Новый год в костюме Деда Мороза?
Уже пять лет подряд молодежная биржа труда Минобразования Чувашии формирует пары Деда Мороза-Снегурочка. От желающих разъезжать в преддверии самого главного праздника года с поздравлениями нет отбоя. Студентам нравится справлять праздник, даря радость детям, поэтому уже сейчас, в октябрьские дни, подходят на биржу и спрашивают, когда стартует отборочный тур. О подготовке к празднику рассказала председатель правления регионального отделения общественного движения «Российские студенческие отряды» Елена Наумова.
— Елена Владимировна, как все начиналось?
— Все началось с того, что студенты, приходившие на биржу труда, выезжали с благотворительными концертами в детские дома. Это было достаточно затратное мероприятие, потому что приходилось оплачивать транспортные расходы, к тому же ребятам хотелось подзаработать. С течением времени стали поступать частные заказы от школ и предприятий, от родителей — на поздравление детей на дому. В результате у нас стало появляться больше пар, и образовалась «Академия Деда Мороза».
1 ноября начинается отборочный тур для потенциальных Снегурочек и Дедов Морозов. Всем желающим нужно прийти и заполнить анкету, в которой указывается опыт участия в аналогичных мероприятиях. Но главное испытание для них – конкурс на артистичность. Им предлагается зачитать отрывок из прошлогоднего сценария и тем самым продемонстрировать свои умения. Требования, предъявляемые к Снегурочкам – невысокий рост, к Деду Морозу – высокий рост, у обоих должен быть хорошо поставленный голос. Заранее обращаемся к вузам с просьбой присылать нам самых упитанных и высоких юношей. Прошедшие отбор начнут репетиции уже 1 декабря.
— А кто пишет сценарии?
— Сценарии для детских утренников пишут педагогические отряды, а для взрослых пишу я. Что касается длительности выступления, то, как правило, выступление перед ребенком длится 15 минут, для двух и более детей — 30 минут. Бывает, что заказ поступает от родителей одного подъезда дома, тогда уж точно в 15 минут не уложиться, ведь надо еще подарки успеть раздать. На банкетах они выступают по 30-40 минут: сначала — сценка с понятными взрослым приколами и шутками, затем конкурсная программа.
—В любом образе важен костюм. Ребята сами шьют их?
— Основная часть доходов от выступления, естественно, распределяется между ребятами, мы оставляем лишь часть для того, чтобы обновлять костюмы. Дороже всего обходится борода Деда Мороза, она стоит полторы тысячи рублей. Валенки ребята приносят из дома. Снегурочки, получая на руки готовый синий наряд, расшивают его бисером, другими украшениями по своему усмотрению. В прошлом году у нас появился новый персонаж – Елка, которая занималась музыкальным сопровождением выступлений.
— Предновогодние дни –горячая пора для всех студентов: началозачетной сессии. Как они выходят из ситуации?
— Кто-то отпрашивается, бывает, что мы выходим на деканат с письмами. Еще не было случая отказа.
— Понятно, что за пять лет у вас уже сформировалась своя база клиентов, но как вы привлекаете новых?
— Размещаем рекламу, Деды Морозы раздают материалы на улицах. Главный наш козырь – непьющие Деды Морозы и некурящие Снегурочки. У родителей самый популярный вопрос: «А ваши Деды Морозы точно придут трезвые?».
— Сколько зарабатывают за сезон студенты в нарядах Деда Мороза и Снегурочки?
— Пары, которые выступают на банкетах, зарабатывают по 300 рублей за выступление. Причем некоторым удается так хорошо себяпоказать, что предприятие обращается к нам с просьбой проводить концерты на протяжении всего года. Ведь у нас есть и танцоры, и певцы, и ди-джеи. Те, кто выступает на дому, получают меньше, но все зависит от дня выступления, ведь по мере приближения к 31 декабря плата за выступление возрастает вдвое. Получается, что за новогодний сезон пары Дед Мороз — Снегурочка зарабатывают по 5-7 тысяч рублей, это хорошая прибавка к студенческому бюджету. Ребята и девушки поздравляют детей и в самый канун Нового года, и после, вплоть до 7 января включительно.
В прошлом году у нас работали шесть пар на банкетах, 10-12 пар ходили по квартирам, около 20 человек выступали в реабилитационных центрах. Но сначала мы на протяжении всего декабря проводим акцию «Мешок Деда Мороза»: ребята приносят детишкам игрушки, книги, в общем, все, кроме денег. Педагогические отряды собирают деньги и покупают сладкие подарки, которые мы потом дарим в интернатах и в этих самых центрах. Проект, безусловно, затратный, но он приносит массу радости и студентам, и деткам.
— Были ли какие-то курьезы, связанные с выступлениями студентов?
— Однажды у нас заболела Снегурочка, и мы отправили к ребенку двух Дедов Морозов. Ребенок был в восторге. С тех пор его родители заказывают исключительно двух Дедов Морозов.
Заявки принимает наш диспетчер. Был случай, когда звонил не совсем трезвый мужчина и просил приехать Снегурочку без Деда Мороза. Мы ему ответили, что это возможно, но только с семью гномами.
— Как родители передают подарки Дедам Морозам?
— Иногда по сотовому телефону договариваются и выносят подарки к подъезду. Был случай, когда мальчику родители подарили компьютер, а он говорит Деду Морозу: «Ты разве не получал мое письмо? Я тебе писал, что хочу велосипед. Зачем мне компьютер?». Ни родители, ни Дед Мороз не нашлись, что сказать.