Министерство образования Чувашской Республики

ОБРАЗОВАНИЕ ПО РАСЧЕТУ

Каждый год    тысячи выпускников  школ  решают вопрос «куда пойти учиться»,    молодежь,  получившая диплом,   ломает головы,  где найти работу,  а кадровики  предприятий и фирм  пытаются        выбрать из десятка соискателей действительно толкового специалиста.     Все это - вопросы тактические, но решать их   сейчас предстоит  в общем и в целом  -   через   стратегию  профессионального образования.  И учесть  в этой стратегии планируется  все до деталей -   от глобальных    перспектив экономики  и рынка труда  до  конкретных жизненных интересов     тех,   кому еще только предстоит выбрать профессию.      

 
КЛАДОВЩИЦА С ДИПЛОМОМ
Уже несколько лет в центрах занятости  республики  держится устойчивый спрос  на  рабочие специальности. В   образовании же    по-прежнему идет   перекос в сторону высшей школы.   По статистике,  в прошлом учебном году   в 22 вузах c филиалами, 26 колледжах и техникумах    и 20 профучилищах  обучалось   110 тысяч человек. И  из них  71 тысяча -  студенты вузов.   Конечно, тянуться к знаниям людям не запретишь.  Но  на студенческую скамью   молодежь нередко   стремится  попасть по принципу:  неважно на кого учиться - лишь бы   диплом был. А через пять лет  учебы дипломированные филологи  и математики  встают за прилавок,    идут в разнорабочие и курьеры.  Представительница одного из крупных предприятий Чебоксар   рассказала, что в прошлом году выпускница ЧГПУ   устроилась работать   на их завод   кладовщицей.  Оформляя документы,  в отделе кадров  поинтересовались -  зачем, мол, было,  пять лет учиться,   пришла бы  к нам сразу  после школы. «Да как бы я в глаза    одноклассникам смотрела, - ответила девушка, -   если ты не студент,  у тебя   и статус совсем другой»  
  Риск безработицы  мечтающую о студбилете   молодежь, похоже,  тоже не волнует.   Напрасны предупреждения  о том, что экономистов, юристов и бухгалтеров республике хватит на десять лет вперед.   Каждый год выпускники школ  упорно   идут в экономисты  (благо,  выучится  на них  можно сейчас чуть ли не всех вузах   и даже в  техникумах).  И результат предсказуем.    В октябре прошлого года  официальный статус безработного получили более   400  выпускников  местных вузов.   И  40 процентов  из них -  специалисты экономического профиля.   Причем, «силовыми»  методами эту проблему не решить, - отметила на   августовской  конференции работников профобразования  министр образования республики Галина Чернова.  Предположим, с учетом переизбытка  бухгалтерских кадров   закроют   у нас все экономические факультеты.  Куда    пойдут тогда  несостоявшиеся студенты?  Явно не в рабочие.  Поэтому, считает министр, надо как можно раньше  начинать с ребятами  профориентационную работу.  Должно помочь в этом и  введенное во многих школах профильное обучение.  Да родителей   тоже будет нелишне  сориентировать в  обстановке на рыке труда. 


НОЧНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Но проблема с кадрами  не только  в том, что рабочих мало, а  бухгалтеров - лишку. Важнейший вопрос -  качество обучения.  Понятно, что  для подготовки конкурентоспособных специалистов нужны  и  финансы,  и толковые педагоги,  и грамотный менеджмент, и много чего еще - вплоть до учебников, которых    не во всех  еще вузах на всех  студентов хватает.     На конференции    ректор ЧГУ  Лев Кураков предложил  коллегам  еще один вариант -      избавиться от дубляжа  в подготовке специалистов. Предположим, в одном  нашем вузе  лучше учат   гуманитариев,   в другом - сильней  техническая база. Почему бы в этом случае  не сосредоточить  подготовку конкретных специалистов  только в одном учебном заведении?  Во всяком  случае, в ЧГУ, заверил Кураков,  «полномочиями» готовы поделиться.
Впрочем,  такой вариант  вряд ли устроит всевозможные филиалы и частные вузы,  где   заинтересованы  лишь в том, как   побольше заработать на студентах.  Качество     знаний  при этом - дело десятое  Абитуриентов  в  такие вузы нередко принимают  по принципу - кто первый деньги  внес, тот и поступил;     преподаватели   - многостаночники работают  одновременно   на   пять - шесть     учебных заведений,   читая лекции  до позднего вечера   (один из  участников конференции  назвал   подобные  филиалы ночными университетами).  В итоге, потратив немалые деньги,  молодые  люди получают-таки   диплом.   А потом идут   переучиваться  -    в центры занятости, и даже  на курсы в   профучилища. По данным    государственной службы  занятости ЧР в прошлом году  на курсы переподготовки и повышения квалификации  было направлено свыше 100 выпускников вузов и техникумов. Причем иные  выпускники финансовых факультетов   просили  записать их на  курсы  по 1С бухгалтерии …


КУЗНИЦЫ БЕЗ КАДРОВ
Готовя  кадры для  завтрашнего дня, местным  вузам, училищам и  техникумам  приходится учитывать    и ситуацию  с демографией.  Как известно, отток  школяров  в профобразование  начинается с 9 класса.  По данным Минобразования республики, в  этом году   девятилетку  у нас закончило   19 тысяч ребят.  Через пятнадцать лет   число их на треть убавится  - в прошлом году в республике  родилось  чуть больше 13 тысяч малышей. Поэтому «кузницам кадров»  уже сейчас  надо думать  не только    о возможном сокращении  студентов и учеников,    но и перестраивать  учебные планы.  Ведь  при намечающемся дефиците рабочих рук  в промышленности  будет сделана ставка на высокие технологии. И  на квалифицированного станочника  учиться, пожалуй, придется  не меньше  чем  на инженера.
Для того, чтобы готовить  таких спецов, нужна и хорошая база, и   современного уровня преподаватели,   и,  наконец,   тесная связка  с производством.   По словам   директора Чебоксарского профессионального лицея  Алексея Судленкова  многие  предприятия  республики  на сотрудничество идут  - участвуют в разработке учебных планов,  приглашают преподавателей на стажировку, а студентов - на практику.   Но при этом, посетовал Судленков,  на весомые инвестиции   местные    работодатели пока не готовы.  В прошлом году  в рамках нацпроекта    ведущим училищам страны   предложили побороться за  солидные гранты из  российского бюджета.    Деньги давали при условии -   половину  суммы (порядка 30 миллионов рублей)    выделяет  Москва, остальное  добавляют  местные предприятия, заинтересованные в подготовке конкретных специалистов.    «Как  директор лицея,  -  рассказывал Судленков - я   разослал письма  руководителям  крупных предприятий республики, предложил вскладчину  поучаствовать в проекте.  Не откликнулся никто.  Такое  впечатление,   что главные лица   этих предприятий живут только сегодняшним днем». 


БАРМЕН  ПО  ЗАКАЗУ
Для учебных  заведений главное сейчас - научиться работать на перспективу. И они  учатся.  В  ряде вузов, в частности в ЧГУ,  в кооперативном институте,   уже  разработаны  свои   стратегии развития,    на 10-15 лет вперед.     С прицелом на послезавтрашний день  строит учебные планы и    начальное профобразование - в ходе       опроса руководителей более 300 предприятий и фирм  были выбраны   самые массовые профессии,  которые в ближайшие годы самим же работодателям и будут нужны.  В лидерах, как и следовало ожидать,  оказались  рабочие специальности -  слесари электромонтеры, сварщики,   станочники….      Кроме того, по  предложению   работодателей  в одном из училищ  в порядке эксперимента  возобновили подготовку  барменов  -  со знанием английского языка  и  открыли  группу  художников по костюмам, владеющих компьютерными технологиями.
Предприятия тоже  стратегический подход к кадровой проблеме.   И не только направляя  молодежь    по контракту учиться  в вузы.   На ЧПЗ «ЭЛАРА», к примеру,  уже несколько лет действует программа  «инженер молодежной   практики». Студенты старших курсов   после   занятий в вузе  идут  работать на завод,     получают зарплату,  готовят дипломы  на производстве  - словом,  будущую работу знают   не только по конспектам.    А в образовательном  ведомстве  мечтают пойти    дальше -  сделать так,   чтобы   все потенциальные работодатели  участвовали   и в сертификации «своих» специальностей,  и  в   оценке достижений    выпускников.   И если  будущий инженер не знает,  с какой стороны подойти к станку,   а учитель русского языка  не справился с тестами  единого экзамена  - диплома ему не видать.



"Советская Чувашия"
29 августа 2007
00:00
Поделиться