ОБРАЗОВАНИЕ ПО РАСЧЕТУ
Каждый год тысячи выпускников школ решают вопрос «куда пойти учиться», молодежь, получившая диплом, ломает головы, где найти работу, а кадровики предприятий и фирм пытаются выбрать из десятка соискателей действительно толкового специалиста. Все это - вопросы тактические, но решать их сейчас предстоит в общем и в целом - через стратегию профессионального образования. И учесть в этой стратегии планируется все до деталей - от глобальных перспектив экономики и рынка труда до конкретных жизненных интересов тех, кому еще только предстоит выбрать профессию.
КЛАДОВЩИЦА С ДИПЛОМОМ
Уже несколько лет в центрах занятости республики держится устойчивый спрос на рабочие специальности. В образовании же по-прежнему идет перекос в сторону высшей школы. По статистике, в прошлом учебном году в 22 вузах c филиалами, 26 колледжах и техникумах и 20 профучилищах обучалось 110 тысяч человек. И из них 71 тысяча - студенты вузов. Конечно, тянуться к знаниям людям не запретишь. Но на студенческую скамью молодежь нередко стремится попасть по принципу: неважно на кого учиться - лишь бы диплом был. А через пять лет учебы дипломированные филологи и математики встают за прилавок, идут в разнорабочие и курьеры. Представительница одного из крупных предприятий Чебоксар рассказала, что в прошлом году выпускница ЧГПУ устроилась работать на их завод кладовщицей. Оформляя документы, в отделе кадров поинтересовались - зачем, мол, было, пять лет учиться, пришла бы к нам сразу после школы. «Да как бы я в глаза одноклассникам смотрела, - ответила девушка, - если ты не студент, у тебя и статус совсем другой»
Риск безработицы мечтающую о студбилете молодежь, похоже, тоже не волнует. Напрасны предупреждения о том, что экономистов, юристов и бухгалтеров республике хватит на десять лет вперед. Каждый год выпускники школ упорно идут в экономисты (благо, выучится на них можно сейчас чуть ли не всех вузах и даже в техникумах). И результат предсказуем. В октябре прошлого года официальный статус безработного получили более 400 выпускников местных вузов. И 40 процентов из них - специалисты экономического профиля. Причем, «силовыми» методами эту проблему не решить, - отметила на августовской конференции работников профобразования министр образования республики Галина Чернова. Предположим, с учетом переизбытка бухгалтерских кадров закроют у нас все экономические факультеты. Куда пойдут тогда несостоявшиеся студенты? Явно не в рабочие. Поэтому, считает министр, надо как можно раньше начинать с ребятами профориентационную работу. Должно помочь в этом и введенное во многих школах профильное обучение. Да родителей тоже будет нелишне сориентировать в обстановке на рыке труда.
НОЧНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Но проблема с кадрами не только в том, что рабочих мало, а бухгалтеров - лишку. Важнейший вопрос - качество обучения. Понятно, что для подготовки конкурентоспособных специалистов нужны и финансы, и толковые педагоги, и грамотный менеджмент, и много чего еще - вплоть до учебников, которых не во всех еще вузах на всех студентов хватает. На конференции ректор ЧГУ Лев Кураков предложил коллегам еще один вариант - избавиться от дубляжа в подготовке специалистов. Предположим, в одном нашем вузе лучше учат гуманитариев, в другом - сильней техническая база. Почему бы в этом случае не сосредоточить подготовку конкретных специалистов только в одном учебном заведении? Во всяком случае, в ЧГУ, заверил Кураков, «полномочиями» готовы поделиться.
Впрочем, такой вариант вряд ли устроит всевозможные филиалы и частные вузы, где заинтересованы лишь в том, как побольше заработать на студентах. Качество знаний при этом - дело десятое Абитуриентов в такие вузы нередко принимают по принципу - кто первый деньги внес, тот и поступил; преподаватели - многостаночники работают одновременно на пять - шесть учебных заведений, читая лекции до позднего вечера (один из участников конференции назвал подобные филиалы ночными университетами). В итоге, потратив немалые деньги, молодые люди получают-таки диплом. А потом идут переучиваться - в центры занятости, и даже на курсы в профучилища. По данным государственной службы занятости ЧР в прошлом году на курсы переподготовки и повышения квалификации было направлено свыше 100 выпускников вузов и техникумов. Причем иные выпускники финансовых факультетов просили записать их на курсы по 1С бухгалтерии …
КУЗНИЦЫ БЕЗ КАДРОВ
Готовя кадры для завтрашнего дня, местным вузам, училищам и техникумам приходится учитывать и ситуацию с демографией. Как известно, отток школяров в профобразование начинается с 9 класса. По данным Минобразования республики, в этом году девятилетку у нас закончило 19 тысяч ребят. Через пятнадцать лет число их на треть убавится - в прошлом году в республике родилось чуть больше 13 тысяч малышей. Поэтому «кузницам кадров» уже сейчас надо думать не только о возможном сокращении студентов и учеников, но и перестраивать учебные планы. Ведь при намечающемся дефиците рабочих рук в промышленности будет сделана ставка на высокие технологии. И на квалифицированного станочника учиться, пожалуй, придется не меньше чем на инженера.
Для того, чтобы готовить таких спецов, нужна и хорошая база, и современного уровня преподаватели, и, наконец, тесная связка с производством. По словам директора Чебоксарского профессионального лицея Алексея Судленкова многие предприятия республики на сотрудничество идут - участвуют в разработке учебных планов, приглашают преподавателей на стажировку, а студентов - на практику. Но при этом, посетовал Судленков, на весомые инвестиции местные работодатели пока не готовы. В прошлом году в рамках нацпроекта ведущим училищам страны предложили побороться за солидные гранты из российского бюджета. Деньги давали при условии - половину суммы (порядка 30 миллионов рублей) выделяет Москва, остальное добавляют местные предприятия, заинтересованные в подготовке конкретных специалистов. «Как директор лицея, - рассказывал Судленков - я разослал письма руководителям крупных предприятий республики, предложил вскладчину поучаствовать в проекте. Не откликнулся никто. Такое впечатление, что главные лица этих предприятий живут только сегодняшним днем».
БАРМЕН ПО ЗАКАЗУ
Для учебных заведений главное сейчас - научиться работать на перспективу. И они учатся. В ряде вузов, в частности в ЧГУ, в кооперативном институте, уже разработаны свои стратегии развития, на 10-15 лет вперед. С прицелом на послезавтрашний день строит учебные планы и начальное профобразование - в ходе опроса руководителей более 300 предприятий и фирм были выбраны самые массовые профессии, которые в ближайшие годы самим же работодателям и будут нужны. В лидерах, как и следовало ожидать, оказались рабочие специальности - слесари электромонтеры, сварщики, станочники…. Кроме того, по предложению работодателей в одном из училищ в порядке эксперимента возобновили подготовку барменов - со знанием английского языка и открыли группу художников по костюмам, владеющих компьютерными технологиями.
Предприятия тоже стратегический подход к кадровой проблеме. И не только направляя молодежь по контракту учиться в вузы. На ЧПЗ «ЭЛАРА», к примеру, уже несколько лет действует программа «инженер молодежной практики». Студенты старших курсов после занятий в вузе идут работать на завод, получают зарплату, готовят дипломы на производстве - словом, будущую работу знают не только по конспектам. А в образовательном ведомстве мечтают пойти дальше - сделать так, чтобы все потенциальные работодатели участвовали и в сертификации «своих» специальностей, и в оценке достижений выпускников. И если будущий инженер не знает, с какой стороны подойти к станку, а учитель русского языка не справился с тестами единого экзамена - диплома ему не видать.