Чему быть На новую форму оплаты труда постепенно переведут всю систему образования республики
Впервые в этом году республиканская конференция работников образования работала на три дня – 17, 23 и 24 августа. Первый день – для попечительских и управляющих советов школ, второй — для представителей начального, среднего и высшего образования, третий — для представителей системы дошкольного образования. Как объяснила министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова, сделано это было для того, чтоб не было скучающих. И, действительно, скучать не пришлось.
Рожайте больше
Во второй день августовской конференции с докладом выступил ректор ЧГУ им. И.Н. Ульянова Лев Кураков (именно он — один из разработчиков стратегии развития образования республики до 2040 года). Лев Пантелеймонович рассуждал о том, что ждет профессиональное образование в 2040 году. С самого начала он заметил, что в образовательной системе региона существует еще много нерешенных задач. Проблемой номер один ректор назвал падение рождаемости и предложил кардинальное решение, после чего сидевшие в актовом зале главного корпуса ЧГУ представители образования, средний возраст которых — не менее 40 лет, перестали махать веерами и сначала переглянулись, а потом засмеялись и начали громко обсуждать предложенное. Лев Пантелеймонович предложил… им самим заняться повышением рождаемости. Хотя, по его словам, в 2020 году в Чувашии проблема рождаемости не будет стоять так остро, как в соседних регионах, потому как многодетные семьи – привычное явление в Чувашии.
Ректор университета не мог не коснуться темы дефицита обладателей рабочих и технических специальностей. Он признал, что в университете нет оборудования для подготовки будущих инженеров. Такое оборудование имеется лишь в профессиональном училище № 23.
Лев Кураков сделал ряд признаний и говоря о среднеспециальном образовании. В частности, он сообщил, ребята, что приходящие в университет из училищ и колледжей, намного способней своих сверстников, пришедших в вуз со школьной скамьи. И, попросив не обижаться, добавил, что многие училища готовят лучших специалистов, чем коммерческие вузы республики.
На протяжении всего доклада Лев Кураков вспоминал не единожды звучавшую из уст Николая Федорова критику в адрес системы образования республики. Он согласился и с тем, что в республике достаточно много учреждений, называющих себя вузами, но ректор не знает их местоположения.
К пресловутой проблеме переизбытка экономистов и юристов в республике вернулся и Лев Кураков. С предложением закрыть эти специальности и он напрямую обратился к присутствовавшей на конференции министру образования и молодежной политики Галине Черновой (которая позднее в своем выступлении ответила ректору). Он посетовал на то, как трудно учиться на машиностроительном и энерготехническом факультетах, между тем студенты-экономисты не знают куда девать время.
Лев Кураков сообщил так же, что никак не может найти толкового проректора, способного в любое время заменить ректора.
В целях оптимизации работы системы высшего профобразования Лев Кураков даже согласен передать ЧГПУ педагогические специальности. Также он затронул тему состояния общежитий: по его словам, в Чувашии оно намного лучше, чем в соседних регионах.
Это ждет всех
Выступление министра Галины Черновой больше было похоже на беседу, потому как говорила она от себя без всяких бумаг. Призналсь, что уже давно ни для кого не секрет: уровень образованности в регионе не такой, как у соседей, так что работать еще есть над чем. Она напомнила цифры: в 2006 году родилось лишь 13230 детей, тогда как девять классов закончили 19 тысяч. Педагогам в дальнейшем придется «заманивать» детей чуть ли не из детского сада.
Галина Петровна сомневается, что если закрыть набор на экономические и юридические специальности, решится проблема с дефицитом рабочих специальностей (ответ Куракову). При огромном количестве этих специалистов найти профессионала крайне сложно.
В заключение Галина Петровна сообщила, что в ближайшем будущем на дифференцированную систему оплаты труда вскоре перейдут все работники образования. Новый механизм оплаты их труда включает в себя не только уроки, но и все виды деятельности педагога с учетом результативности и эффективности. Стимулирующая же часть будет состоять из поощрений за качество и результаты работы, а также из надбавок за государственные награды и ученую степень.