Министерство образования Чувашской Республики

Главные ориентиры



Успех и процветание завтра – это доступное и качественное образование сегодня

Современный мир, включая и Чувашию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Сейчас главное условие инновационного устойчивого развития - способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях.

Именно с этих позиций мы подходим к развитию образования в городе Чебоксары, не забывая и другие приоритетные цели – развитие личности, формирование гуманитарных ценностей, толерантности, воспитание патриота и гражданина. Об этом сказано и в Послании Президента Чувашии Государственному Совету республики: «Предмет, который ведет учитель, - не цель, а инструмент для воспитания не специалиста, а личности, подготовки ребенка ко взрослой жизни. А цель любого учителя, в том числе предметника, - не подготовка великого, но несчастного математика или историка, а гармонично развитого и умеющего стать счастливым человека и гражданина».

Всем известно, что именно высокое качество образования делает то или иное образовательное учреждение конкурентоспособным. Для этого в образовательных учреждениях города внедряются различные педагогические технологии: развивающее обучение, традиционное обучение, технология уровневой дифференциации и т.п. Только в начальной школе используется несколько замечательных программ: «Начальная школа 21 века», «Школа-2100», «Сообщество», «Гармония» и другие. Чебоксарские школы находятся в постоянном поиске новых путей и средств обновления образования. Они участвуют в различных экспериментах, проводимых Министерством образования Российской Федерации (ЕГЭ, введение предпрофильного и профильного обучения и т.п.). Несколько школ являются экспериментальными площадками по внедрению здоровьесберегающих технологий, развитию и воспитанию национальной культуры, по другим направлениям. Педагоги и учащиеся участвуют в международных проектах: культурно-образовательный обмен групп школьников, учеба наших гимназистов в США, российско-американский конкурс учителей английского языка и страноведения.

Для выявления творческих педагогов, способных поделиться хорошим опытом, готовых подключиться к решению проблем, возникающих в сфере образования, создано общественное объединение «Ассоциация педагогических работников г. Чебоксары «21 век», а также сообщества педагогов города по всем предметам.

Сегодня системе образования уделяется огромное внимание на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В рамках Приоритетного национального проекта в 2007 году в конкурсном отборе на получение государственной поддержки из федерального бюджета в размере 1 млн. рублей участвовало 23 образовательных учреждения города, из них 9 стали победителями. 42 чебоксарских педагога завоевали право на денежное вознаграждение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Победителями конкурса инновационных образовательных учреждений и лучших педагогов на получение грантов Президента Чувашской Республики в 2007 году стали 3 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, 1 учреждение дополнительного образования детей, 1 средняя общеобразовательная школа, 10 педагогов образовательных учреждений г. Чебоксары.

Приоритетный национальный проект предусматривает не только повышение статуса педагога, но и поддержку талантливой молодежи. С 2006 года учреждены премии победителям и призерам всероссийских предметных олимпиад. Одаренные школьники города Чебоксары уже в течение нескольких лет пользуются поддержкой как со стороны Президента республики, так и главы города. С 2003 года администрацией города проводится ежегодный конкурс «Лучшая школа года столицы».

Доказательством того, что система образования в нашей республике прогрессивно развивается, является факт участия Чувашии в Открытом конкурсе субъектов Федерации, внедряющих проекты модернизации образования. По его итогам государственную поддержку на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах был отобран 21 субъект (из 53 подавших заявки), в том числе и Чувашская Республика. Всем победителям в порядке софинансирования предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию комплексных проектов. В 2007 году базовым школам города Чебоксары на текущий ремонт было выделено более 26 млн. рублей, также за счет республиканского бюджета школы города получат возрастную мебель и современное оборудование для своих столовых.

Важный этап – переход на новую систему оплаты труда (в полном объеме с 1 сентября 2007 года на новую систему оплаты труда перейдет несколько образовательных учреждений города: лицей № 3, гимназия № 5, СОШ № 40, начальная школа № 1). Что же касается нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, то эта работа в Чебоксарах ведется с 2005 года. Перевод учреждений на финансовую самостоятельность позволяет эффективно расходовать бюджетные средства и является немаловажным стимулом для развития образовательного учреждения. Особое внимание в городе будет уделяться расширению общественного участия в управлении образованием. Практически во всех образовательных учреждениях столицы уже созданы и работают органы государственно-общественного управления в виде управляющих советов, попечительских советов, благотворительных фондов и др. Рассматривается также участие органов государственно-общественного управления в оценке результативности работы педагогов.

В Год ребенка особое внимание в столичном образовании уделяется решению проблем дошкольного образования детей. В настоящее время реализуется муниципальная программа, которая позволит в ближайшие 2 года снять остроту ситуации с детскими местами. В муниципальных образовательных учреждениях по-прежнему дети из малообеспеченных семей будут обеспечиваться льготным питанием, продолжится акция «Стакан молока - первокласснику». Разрабатывается программа благоустройства территорий детских садов, здесь появятся современные теневые навесы, малые игровые формы, новый вид приобретут прогулочные площадки.

Перед каждым муниципальным образовательным учреждением стоит задача: создать максимально благоприятные условия для развития ребенка, для достижения им высоких образовательных результатов, для формирования конкурентоспособной, успешной личности. Какими станут наши дети – таким и будет наше будущее.

 


"Чебоксарские новости"
23 августа 2007
00:00
Поделиться